На время ремонта взлетно-посадочной полосы в воздушной гавани им. Карамзина («Ульяновск-Центральный») нагрузка на международный аэропорт в Заволжье («Ульяновск-Восточный») возросла в разы. Все чаще поступают жалобы ульяновцев на то, что он не приспособлен к приему такого количества гостей, терминал не оборудован самым необходимым, а здание давно требует ремонта. Но, как оказалось, это еще - цветочки. Ульяновец Егор Озерцов уже много лет прикован к инвалидной коляске. Однако это не мешает ему много путешествовать. На днях в Фэйсбуке он опубликовал пост - крик души. Озерцов рассказал, как поездка через ульяновский аэропорт «Восточный» чуть не стала для него последней.

25 мая Егору Озерцову нужно было совершить полет из Москвы в Ульяновск. За неделю он заранее обратился с письменным обращением к руководству аэропорта с просьбой оказать содействие в его транспортировке из воздушного судна специализированной службой сопровождения маломобильных граждан. В случае отсутствия в воздушной гавани бортовой коляски, ульяновец попросил взять такую в аэропорте им. Карамзина. На обращение Озерцова письменно ответила начальник СОП ОСП международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» Людмила Головина, которая уверила мужчину, что с транспортировкой из самолета проблем не будет, коляска у них есть.

Однако на деле все вышло иначе. Когда очередь дошла до инвалида-колясочника, выяснилось, что узкой бортовой коляски для Егора нет. Так же «вдруг» стало понятно, что высаживать его будут обычные грузчики, которые в результате чуть не покалечили инвалида:

- При подъеме они чуть меня не сломали, пришлось объяснять им, как именно нужно меня поднимать, чтобы не травмировать. Грузчики донесли меня на руках до трапа, а потом стали спускать меня в обычной коляске, у которой левое крепление спинки было сломано. К тому же, в отличие от специализированной коляски, у нее отсутствовали ремни безопасности, предназначенные для надежного удержания инвалида в коляске. Натерпелся я страху, еле удержался в коляске. На этом унижения не кончились. К трапу был подогнан обычный медицинский УАЗ-3741, не предназначенный для перевозки инвалидов-колясочников: в салоне не было крепления и упоров для фиксации инвалидной коляски; при посадке и высадке мне, сидящему в коляске, не хватало высоты, приходилось буквально сворачивать шею, чтобы не биться головой о проем.

Когда доехали до здания аэровокзала, грузчики оставили меня лежать (разломанная спинка коляски уже не позволяла сидеть) и ... пошли помогать с выгрузкой багажа для других пассажиров нашего рейса. Вернувшись через некоторое время, грузчики прикатили мне мою электрическую коляску. Вся территория перед зданием аэровокзала находилась во мраке, один единственный фонарь находился над зданием сторожа, вдали от входа в аэровокзал. Было настолько темно, что мы не смогли собрать мою электрическую коляску, даже подножки установить было невозможно. Прямо на такой разобранной электрической коляске меня и затащили в инватакси, - рассказал Егор Озерцов.

Директор аэропорта "Ульяновск-Восточный" Владимир Гортиков объяснил журналисту 73online.ru , что с такой конфликтной ситуацией за свой 30-летний стаж работы в авиации он сталкивается впервые:

- Это первый конфликт за всю историю моей работы. В идеале в любом аэропорту должен быть амбулифт - это такой подъемник, который подгоняется к трапу, куда загружаются инвалиды-колясочники. Но на деле я эту штуку ни разу не видел в провинциальных аэропортах. Амбулифт стоит от 9 млн рублей, это дорогое удовольствие. Но оно не было бы таким дорогим, если бы было востребованным. Последний раз мы перевозили инвалида-колясочника год назад, когда тот летел в Турцию. Но и тогда без наличия амбулифта у человека не было к нам претензий. Егор Озерцов писал нам письмо перед своим перелетом и просил специальную бортовую коляску. У нас она действительно есть, мы ему так и ответили. Но, вероятно, он имел в виду амбулифт. И если человек задал неправильные вопросы, то и получил неправильные ответы. У нас есть стандартная схема, когда грузчики аэропорта берут на руки и выносят человека к транспорту - такой сертификат подписан федеральным руководством. Нужно понимать, что данный случай транспортировки - очень сложный, человек находился в полулежачем состоянии. Если бы мы знали, что его встречают родственники и у входа в аэропорт его ждет специальное такси, мы бы подогнали его прямо к самолету и не пришлось бы загружать человека в УАЗ. Но никто об этом не предупредил. Кстати, я не виноват, что у меня именно УАЗ! Не я проектировал эту машину скорой помощи и не виноват, что она не предназначена для таких больных. Так что это проблема автозавода, а не аэропорта.

Но дальше из беседы с Гортиковым вытекала другая проблема - нехватка финансирования едва ли позволяет "Ульяновск-Восточному" держать марку и звание международного аэропорта:

- Мы - единственный международный аэропорт в Ульяновске. Держать эту высокую планку очень тяжело. Наш аэровокзал - это помещение бывшей столовой, переобуродовали все сами "на коленке". Никакой поддержки от властей, ремонт делали за свои деньги лет 6-7 назад. И сейчас я постоянно что-то подклеиваю, подкрашиваю. Мы вынуждены работать в условиях боевых вылетов, в режиме цейтнота! Когда я год назад спрашивал, будут ли рейсы Баратаевки на время ремонта перекинуты на нас, мне говорили, что нет. А теперь с 1 апреля на нас легла двойная нагрузка, мы этого не ожидали. У меня была такая мысль отказаться от этой благотворительности, ведь люди могут лететь и через Самару... Но я пошел на этот шаг. Сейчас уже все более или менее выровнялось. Нужно понимать, что наш аэропорт - это подразделение "Авиастара" и финансируется из бюджета предприятия. Аэропорт им.Карамзина - красивый, стеклянный, дорогой. Мы им не чета. Но и бюджеты у нас разные. Зато у нас есть все необходимое, чтобы носить звание аэропорта международного класса.

73online.ru решил поговорить на тему специальной подготовленности местных аэропортов с экспертом-проектировщиком и главным архитектором Ульяновска Михаилом Мишиным. Напомним, Мишин проектировал международный аэропорт «Жуковский» в Москве.

По мнению архитектора, терминал в аэропорте «Ульяновск-Восточный» уже давно устарел и слабо приспособлен для приема и транспортировки людей с ограниченными возможностями:

- На мой взгляд, в «Восточном» крайне неудачная схема трансфера, сам терминал плохо приспособлен для приема большого пассажиропотока, который увеличился в связи с ремонтом аэропорта в Баратаевке. Конечно, особых условий для маломобильных групп граждан там не предусмотрено. Думаю, это обусловлено тем, что терминал проектировался в то время, когда к нему не предъявляли жестких требований по перевозке людей. Если говорить в целом о том, как должно быть в идеале, то есть нормативный акт для строительства подобных объектов. Согласно ему в аэропорту должны быть пандусы для инвалидов-колясочников, специальные пассажирские лифты, различные планировочные решения и средства ориентировки для слабовидящих. Во многих аэропортах инвалидам невозможно получить самим багаж, но эта проблема должна легко решаться особым отношением к таким людям специально обученного персонала, службами авиационной и эксплуатационной безопасности. Что касается подвоза пассажиров к трапу самолета, то спецтранспорт должен быть низкопольным, таким, который позволяет снизить высоту подъема и облегчит транспортировку людей с ограниченными возможностями здоровья.

Дарья Косаринова