Комментарий относительно «симбирского майдана с православным уклоном», данный порталу 73online Дмитрием Сивиркиным, получил неожиданно широкий резонанс. К обсуждению тезисов, выдвинутых лидером движения «Самара православная», подключились СМИ, паства, действующие священнослужители и крупнейшая аналитическая служба по проблемам православия.

Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» перепечатала материал 73online.ru, и вскоре на сайте службы было опубликовано публичное письмо, адресованное Дмитрию Сивиркину. Его автор - Светлана Вохмянина - не согласилась, что люди не имели права в церкви кричать и устраивать беспорядки, мотивируя свою позицию тем, что «Господь вообще плетьми в храме орудовал». Далее следует список даже не вопросов, сколько церковных правил, которые, как видно, Светлана Вохмянина изучила досконально. Весь приведенный автором перечень она сама же резюмирует коротким: «Как пастве узнать истину и урегулировать этот конфликт». Что любопытно, ответа на то, чем конфликт был вызван, из списка вопроса не следует. Читателю остается гадать: «анаксиос» это был, или ложный донос.

Дмитрий Сивиркин ответил Светланы Вохмяниной. Интересно, что поведение кричащих в храме, Сивиркин сравнил с выходкой группы «Pussy riot», получивших «по двушечке» за исполнение песни в храме Христа Спасителя.

Приводим ответ Дмитрия Сивиркина полностью:

«Дорогая Светлана!

Ваши вопросы ко мне, вызванные скромным комментарием, который я дал по просьбе соседей из Симбирска, получили неожиданно весьма широкий общественный резонанс. Наверное, это объяснимо, ведь нечасто назначение епископа на кафедру сопровождается таким шумом. И я решил ответить Вам, простите, что так по-простому, кратко и не по-богословски. Мне кажется, что все эти отсылки к канонам, церковным уставам разных лет, определениям Поместных Соборов, - все это не о том, мимо, и не относится к ситуации, в которую попал митрополит Анастасий, а также, получается, и все мы, церковные люди. Почему? А потому, что нет в данном случае самого предмета для употребления упомянутых отсылок и церковного права вообще. (Разве что в отношении людей, наскандаливших под видеозапись в Храме Божием).

Вы спрашиваете меня, помню ли я место в Евангелии, где Господь изгоняет торгующих из храма плетьми. «Это больше, чем громко скандировать «анаксиос»», - справедливо пишете Вы. Но, дорогая Светлана, ведь в этом Вашем главном вопросе заключается и полный ответ на недоумения по поводу моего интервью. Спаситель точно и непреложно знал, что те торговцы заслужили свое наказание. Вина их была достоверно известна Господу в силу Его всеведения, и досталось им поделом.

Скажите, а что мы с Вами, или те две сотни симбирских прихожан, достоверно и фактически, наверняка, знаем о митрополите Анастасии такого, что позволило бы публично провозгласить ему «недостоин»? Будем же честны, - ничего, кроме того, что по волнам враждебного по природе своей верующим людям интернета носятся, как грязные обломки пиратского корабля, слухи и сплетни, неподтвержденные, злые и бездоказательные. Не знаю, как Вы, а я бы не рискнул на такой основе обвинять кого-либо, тем более, епископа. Больно дорого может стоить в будущей жизни.

Никто не обязан, если не хочет и считает это ниже своего достоинства, оправдываться и опровергать то, что написали о нем на заборе или в каком-нибудь интернет-блоге.

Нынче модно стало в околоцерковной среде по любому случаю обращаться к канонам, апостольским правилам и толковать согласно древним текстам, почему у архиерея иномарка, или, к примеру, зачем мухи засидели епархиальное окно. На мой взгляд, в наше смутное время (а может, оно уже какое-нибудь предпоследнее?) мы, христиане, должны жить и спасаться не умопостроениями и даже не порывами благочестивой души, как обычно, требующей кого-нибудь в чем-нибудь обличить (желательно, священника). Все же лучше слушать свое сердце, если можно так выразиться, христианский инстинкт, живущий в нем и передающийся из века в век. Ну хорошо мне, что есть у меня этот островок спасения, мой Храм. И мне плохо, чисто инстинктивно, до физиологической тошноты от запаха помоев, которые теперь льют на мою Церковь все, кому не лень, к несчастью, часто и свои, ближние.

Дорогая Светлана! В конце своего письма Вы спрашивали меня, «как пастве узнать истину и урегулировать этот конфликт?». Истина, как Вам известно, у Бога, а для установления человеческой правды нужны факты, которых в данном случае нет, но не эмоции и обидные слова, которых слишком много. Что-то стало зашкаливать на Руси число поборников правды, жаждущих церковного очищения. И слишком похож этот митинг в Спасо-Вознесенском соборе Симбирска на очередное «окно Овертона», разведку боем, дабы выяснить, насколько продвинулось со времен Пуси-райт демократическое право граждан безобразничать на церковной территории? Похоже, что продвижение есть, и неслабое. Верной дорогой идут товарищи. Недаром досточтимый диакон Андрей Кураев немедленно разместил Ваше письмо в своем популярном блоге.

Но будет следующее «окно Овертона», а потом еще и еще. Совсем уже близко придвинулась яростная толпа к архиерею, укрывшемуся, как щитом, иконой. Что дальше? А это мы уже проходили. Сто лет назад. Чем дело кончилось, известно. Большой кровью и разбрызганными по мостовой мозгами. Моего прадеда, священномученика Константина Сухова, настоятеля Бугурусланского Спасо-Вознесенского собора (совпадение!), тогдашние «поборники правды» 22 октября 1918 года выволокли за волосы из церкви, где он служил Литургию, поминал убиенного три месяца назад Царя. И расстреляли на берегу речки Кинель без суда и следствия.

Досточтимому отцу интернет-диакону, которому так понравилось Ваше письмо, следует задуматься. Вдруг открытие очередного овертоновского окошка приведет к тому, что и его в тихом московском переулке стащит с мопеда толпа жаждущих очищения? Он же в подряснике ездит, значит, очищению подлежит.

Не успеет ведь даже и сказать, что он-то, как раз, был за все хорошее против всего плохого. И имел благие намерения».