Корреспондент 73online.ru, ставший свидетелем скандальной встречи владыки Анастасия на ульяновской земле, уверен: горячий «прием» нового митрополита Симбирского и Новоспасского был инспирирован. Подробности - в репортаже.

Эта встреча, казалось, будет теплой. До начала приветственно службы митрополита Симбирского и Новоспасского на новой для него кафедре остается еще полчаса, но перед Спасо-Вознесенским собором уже собралось около сотни прихожан. Бабушки в платочках, женщины с детьми на руках, мужчины со смиренными лицами - «стандартный набор» паствы. Из привычной для православного человека картины выбивались разве что десяток казаков, выстроившихся перед парадным входом в храм в какое-никакое оцепление. У некоторых из них нагайки. Есть и пара человек с саблями.

Звучит колокол, прихожане усердно крестятся, а в это время в ворота храмового комплекса въезжает черный «Лексус» с номерами 696, регион - 116 (Татарстан). Слышу обрывки разговора трех женщин, они стоят совсем рядом:

«Ну мы же ничего плохого не делаем... просто просим обелиться...».

Невольно вспоминается пятничный «православный митинг», уж больно формулировки похожи на слова протоиерея Иоанна Косых и иерея Георгия Рощупкина, выступивших с обращением, в котором священники вспомнили подзабытый уже «гей-скандал» в Казанской духовной семинарии и призвали Анастасия «уйти на покой или очистить свое имя».

Неожиданно в толпе появляются оба инициатора скандала. К отцам Иоанну и Георгию тут же спешит паства за благословением: кланяются, целуют руки, троекратно крестятся. Кто-то из стоящих в толпе людей пытается подойти поближе к храму.

Из-за угла появляется митрополит Анастасий, поднявший икону над головой, и в это время, словно по команде невидимого режиссера, в сто ртов прихожане начинают кричать малознакомое для рядового россиянина слово: «Анаксеос!», то есть «Не достоин!». И это тоже кажется подозрительным: откуда сто ульяновцев, в большинстве своем - пенсионерки - знают это непонятное слово и почему скандируют его так слаженно, словно песню поют после сотни репетицией.

Анастасий, кажется, шокирован, хотя в начавшейся суматохе разобрать что-то трудно. Несколько человек попытались прорваться к митрополиту, но были жестко остановлены казаками. Анастасий с сопровождающими его клириками спешно удаляется вглубь храма, священники, стоящие у входа, пытаются закрыть за ними массивные двери собора, но уже поздно: толпа, продолжающая свое гневное греческое «Анаксеос!» сметает все на своем пути. Оцепление прорвано. Паства плотным потоком заполняет храм. Кто-то останавливается у одноного из молодых людей в казачьей форме: «Вы что с народом делаете?».

Казачок неловко оправдывается:

«Нам было указание - держать порядок. Мы никого не бьем». Голос его дрожит. Народ заполняет пространство храма. Анастасий, кажется, уже ушел во внутренние помещения.

В голове только один вопрос: «Что это было?». Организованная неведомыми силами атака на Владыку или адекватная реакция на нарушение Анастасием 90-го правила Карфагенского собора. Хотя кто про этот собор вспоминал до рокировке двух владык между Казанью и Симбирском?

Разбираться в произошедшем предстоит «специально обученным людям» - говорят, в УВД уже подано заявление «о возбуждении религиозной розни».

Дмитрий Блинов, специально для 73online

Отметим, что на своей первой службе новый владыка Анастасий так и не появился. После громкого протеста паствы у него стало плохо с сердцем. Служба прошла, но те немногие прихожане, которые были сегодня в храме, шептались, что такой поворот событий- плохая примета. Но, увы, это была не единственная дурная примета сегодняшнего дня.

Ворота любого храма должны быть всегда открыты. Для всех, вне зависимости от того, кто их переступает. Сегодня вход и выход в Спасо-Вознесенский собор четко контролировали казаки. Они были на каждом шагу и с подозрением не только осматривали прихожан, но даже позволяли себе едкие замечания в их адрес. Почти в каждом, подходящем к воротам церкви, они видели потенциального провокатора.

Учитывая, что все происходило на территории храма, смотреть на подобный контроль со стороны «ряженых» было, мягко говоря, не приятно. Бабулечка в платочке унижено просила румяного казачка пустить ее в храм. Тот, осмотрев ее с ног до головы, поинтересовался, не провокатор ли она. Старушка стала убеждать, что она каждый день ходит сюда молиться. Казачок смилостивился и пропустил женщину в храм.

На крыльце собора стояло пять человек в казачьей форме. Они с пылом обсуждали, как им удалось предотвратить скандал и «выгнать неадекватов, которые хотели осквернить Анастасия». Рядом женщины, невольно слушая их, горько вздыхали и неистово крестились. За всю историю Симбирской патриархии ни одного владыку так не охраняли от народа. Невольно вспоминается, как Владыка Прокл всегда подходил к ожидавшей его толпе, и каждый мог общаться с ним и получить от него благословение. Митрополит Феофан хоть и пробыл в Ульяновске недолго, но тоже от людей не бежал. Анастасий сегодня сам «закрыл ворота храма» для тех, кто, возможно, хотел его услышать, принять и понять. Достаточно было просто выйти к людям и поговорить с ними. И это, наверное, не очень хорошее начало для священнослужителя, который должен идти навстречу людям, а не бежать от них.

Александра Скворцова