Ему до сих пор снится класс, ученики и «открытые уроки», которые он проводил с блеском. Он испытал все «радости» исполнительной власти. Сейчас работает в законодательной и считает это своим настоящим призванием. Вице-спикер ЗСО Игорь Тихонов - гость редакции 73online.ru.


-Игорь Викторович, как все-таки бережно с вами обходится время. Похудели, загорели... Наверное, дело в новомодных медицинских процедурах, которые сейчас так популярны, в том числе, и у политиков?

- Нет, это не про меня (смеется). Просто ем здоровую пищу, стараюсь больше ходить пешком, по крайне мере, с работы и на работу.

-Когда по улицам идете, люди узнают?

-Нет, не замечал особо. Хотя, может быть, узнают, но не подают вида (смеется).

А БЫЛА ЛИ ОПАЛА?

-Теперь давайте о серьезном. Не так давно были времена, когда вы, по слухам, находились в опале у некоторых высокопоставленных чиновников с площади Ленина?

- Все было не совсем так. И то, что я был в опале, скорее, больше выдумки, чем правда. Не буду скрывать, что были определенные разногласия с некоторыми товарищами по некоторым вопросам. Но, поверь мне, это нормально. Не секрет, что дискуссии и разногласия - это нормальный процесс в политической жизни. Если бы я этого боялся, то устал бы проигрывать. Еще раз повторю: все эти разговоры о моей опале очень преувеличены. В то время, если помните, я был руководителем профильного комитета Законодательного собрания, активным членом партии «Единая Россия»... Наверное, учитывая это, как-то, мягко говоря, не совсем верно говорить об опале.

- У нас часто так бывает: если попадаешь в «немилость» к первому лицу, то и все его окружение отворачивается от опального политика. Вы это на себе ощутили?

- Понимаешь, меня вот эти придворные формулировки никогда не интересовали... Что значит, в немилость к первому лицу?! Мы все вместе работаем в одной команде и делаем одно дело. У нас могут быть разные отношения с разными людьми. Могут быть разные точки зрения по каким-то вопросам. Но мы в одной лодке, и это не поддается никакому сомнению. Время все расставило на свои места. И показало, кто прав был, а кто виноват. Сейчас самое главное, чтобы наша работа приносила результат. Понимаешь? А обращать внимание, кто на кого косо посмотрел... Этим обычно занимаются люди, которым делать нечего. Я всегда придерживаюсь этого принципа, даже если это касается моих подчиненных. Когда среди сотрудников начинаются разговоры, «как руководитель посмотрел, в каком он настроении», сразу понимаю, что у них много свободного времени. Надо просто дело свое делать хорошо.

-Ну а сейчас как строятся Ваши отношения с представителями исполнительной власти области?

- С исполнительной властью мы сотрудничаем, но сотрудничество наше носит принципиальный характер. Нынешний областной парламент состоит, большей частью, из профессиональных людей. В правительстве тоже, без сомнения, много профессионалов. У нас довольно часто возникают споры, которые бывают достаточно острыми. Но, в любом случае, такова совместная работа.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ VS ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

- В споре рождается истина?

- Конечно... Так считаю не только я, но многие руководители Ульяновской области. В том числе и Сергей Морозов. Когда он формировал состав Законодательного собрания (а то, что он его формировал, ни для кого не секрет), губернатор руководствовался именно тем, чтобы в парламент пришли профессиональные люди, которые умеют спорить и доказывать свою точку зрения. Профессиональный парламент вместе с правительством, на мой взгляд, помогают губернатору находить наиболее оптимальные решения тех или иных проблем. Можно было бы сделать Законодательное собрание безликим, непрофессиональным, номинальным. Но это была бы большая ошибка.

-Вы считаете, что губернатор формировал парламент для того, чтобы депутаты спорили с ним, а не соглашались?

- Конечно. И сам он часто поддерживает дискуссию. Нередко, кстати, принимает сторону депутатов. Есть масса примеров. Я считаю, это наиболее оптимальный способ совместной работы исполнительной и законодательной властей. Мы друг другу в «рот» не смотрим, но стараемся друг друга услышать.

БЛИЗКИЙ ДРУГ ГУБЕРНАТОРА

-Вас можно назвать другом Сергея Морозова?

- Я губернатора знаю давно... Не скажу, что знаю близко. Но мы с ним много лет работаем вместе. Намного дольше, чем те, которые часто к месту и не к месту подчеркивают, что давно знают Морозова. Что касается наших отношений. Я бы не назвал нас близкими друзьями. Семьями мы не встречаемся. Мы, скорее, единомышленники, проверенные временем. Я его искренне уважаю. Надеюсь, что он ко мне относится примерно так же.

-Морозов изменился за годы, которые Вы его знаете?

- Нет сомнений, что губернатор сегодня - формальный и неформальный лидер Ульяновской области. Более рейтингового политика, более перспективного в регионе пока не существует. Сергей Морозов вырос. За 15 лет, которые я его знаю, он превратился из активного инициативного мэра Димитровграда в фигуру федерального масштаба, входящую в сотню федеральных политиков. А самое главное: эти изменения - результат его собственной работы над собой. Я знаю, о чем говорю, это дорогого стоит. У Морозова есть такие черты характера, которые толкают его вперед: способность глубоко вдумываться в проблему, глубоко взвешивать все «за» и «против», способность политического предвидения и способность к политическому анализу.

-Вы депутат уже не первого созыва ЗСО. Азарт не иссяк еще? Не надоело?

-Как говорится, кто на что учился (смеется). Считаю, что то, чем я сейчас занимаюсь, у меня получается, а, следовательно, я испытываю и профессиональное и моральное удовлетворение. Почему мне это должно надоесть?

ДЕПУТАТСКИЕ БУДНИ

- Интересно, чему может научиться депутат в зависимости от выслуги лет в законодательной власти?

- Основная масса людей уверена, что депутат - это сытый бездельник. Но это не так. Работающие депутаты, которые получили мандат не для статуса и не для неприкосновенности, а для того, чтобы реально влиять на жизнь людей, видят результат своего труда. Есть огромное количество проблем, с которыми люди к нам обращаются. Например, я ежемесячно веду прием по личным вопросам. Каждый месяц ко мне приходят 10-15 человек. А еще через месяц примерно 5 человек из этих 15-ти приходят сказать мне спасибо. Конечно, депутатский опыт помогает, многому учишься. Для решения вопросов включаю свой политический авторитет, использую личные связи, профессиональное понимание, как решать вопрос. Многие вещи приходят с опытом. Все мы в процессе жизни учимся. Депутаты не исключение. Главное, на месте не стоять, не быть равнодушным к чужой беде, не потерять сострадание к людям. Это не просто высокие слова. Это цель.

-Случай конкретный можете вспомнить, когда Вы помогли реальному человеку?

-Сколько угодно таких случаев. На прошлой неделе девушка из Димитровграда приехала рассказать, что, наконец-то, у нее все налаживается. Помогали ей несколько месяцев, тогда казалось, что был полный тупик. Они с мужем работают в Димитровграде, супруг прописан в Новой Малыкле. Она сирота, не имеет никакого жилья. В семье двое детей. Малыши прописаны в разных местах. Пошли вставать в очередь на жилье в Димитровграде. Им отказали, объяснив, что поскольку квартиры у сироты нет, следовательно, и обследовать ничего нельзя. А, значит, и на очередь не поставят. Кроме того, муж девушки заболел очень серьезно. Семья долгое время в тяжелом материальном положении была... За детский сад, в который ходит один из детей, платить было нечем. Девушка пришла на прием и говорит: я не знаю что делать. Мы раскачали эту проблему. Мужа полечили, по поводу детского сада договорились, чтобы ребенок посещал его бесплатно. Оказали небольшую адресную помощь, чтобы семья с долгами расплатилась. Таких вопросов 5-6 бывает в каждый депутатский прием.

КРУГОВОРОТ ПОЛИТИКОВ В РЕГИОНЕ

- Почему у нас в регионе все время одни и те же люди в политике? Сначала он в муниципальной власти, потом - в правительстве, потом - в исполнительной. Какой-то политический круговорот. Кадровый голод?

- Политика - это та же работа. Это большой объем специальных знаний и специфического опыта. Это способность внятно излагать свои мысли и доводить их до людей. Умение слушать народ, выделять главное, и это главное использовать. Но на политика же нигде не учат. Его учит только жизнь. Почему мало новых лиц? А потому что немногие доходят до этого уровня. Это такой марафон, который мало кто выдерживает. Для того, чтобы пройти все эти ступени, нужно а) терпение, б) чтобы это нравилось. Это должно быть выбором твоей жизни, в) чтобы был от этого результат, который бы ценили люди...

Многие чиновники, которые пытались идти по политической карьерной лестнице, доходили до определенного уровня и больше не желали двигаться дальше. Таких, кстати, большинство, и они на том уровне, на котором предпочитают оставаться. Именно поэтому мы видим одни и те же лица в политическом пространстве региона. Это те люди, которые «пробежали» этот марафон, не остановились и продолжают движение. Согласен, таких у нас немного.

О БОГАТСТВЕ И ВЫБОРАХ

- Игорь Викторович, вы, судя по декларации о доходах, вошли в 8 самых богатых депутатов ЗСО? Откуда деньги, Вы же не из бизнеса?

- Правда?! Неужели вошел в число самых богатых? Я не знал. Во-первых, я продал машину за 2 миллиона рублей. И сразу у меня доход стал на 2 миллиона больше. Декларацию о доходах нельзя брать в разрезе одного года. Надо смотреть на динамику. У меня нет динамики. Я как работал на государство, так и работаю. У меня хорошая высокооплачиваемая работа. До этого я достаточно долго работал в бизнесе и прилично зарабатывал. Я умею продавать свой опыт, свои знания. Мои деньги не краденные. Это то, что я в жизни заработал сам. Сейчас я просто депутат с хорошей зарплатой. Я неплохо живу, моя семья обеспечена. Большего мне не надо.

-Предстоящие сентябрьские выборы в Гордуму будут, на Ваш взгляд, сложными?

- Мы привыкли делать из каждых выборов мини гражданскую войну. Но сейчас очень непростая политическая ситуация в стране, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы выборы прошли спокойно и конструктивно. Призываю подумать об этом все партии, у которых есть политические амбиции. Мы обязаны консолидироваться независимо от своих политических предпочтений и партийности.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОЗАЙКА

- Теперь про нынешний состав областного парламента. По-моему, такого «разношерстия» не было никогда. Спикер - бывший полицейский, вице-спикер - бывший прокурор. Сложная оппозиция. Алексей Куринный, он далеко не Кругликов, который, учитывая его возраст, был куда менее амбициозен.

- Нынешний состав ЗСО вполне нормальный. Парламент - отражение жизни. Почему же там не должно быть полицейского, прокурора или учителя? Эти люди - часть нашего общества. Вот если бы у нас весь парламент состоял из полицейских или учителей, тогда соревновались бы не профессиональные платформы, а личности. Тогда амбиции были бы другие. У нас парламент ровный, представлены люди различных сфер деятельности. Они достигли определенных результатов. Получили доверие от избирателей. Поэтому имеют полное право именоваться народными избранниками. Вопрос в другом... Разноплановые люди - это мозаика. Из них можно сложить и непонятно что, а можно - интересную картину. И это уже вопрос профессионализма парламентского руководства. Я себя к этому руководству тоже, безусловно, отношу. На мой взгляд, у нас все получается.

-Очень часто приходится слышать, что парламентское большинство подавляет оппозицию...

- У нас недавно в фойе здания был митинг. Люди кричали: «Мы хотим прорваться и принять участие в работе Законодательного собрания. Потому что Куринному тяжело. Он один». Я сказал им: «Куринного» там ровно столько, сколько решили избиратели Ульяновской области. Если люди посчитали, что коммунистов в ЗСО должно быть не 4 человека, а больше, то их было бы больше.

- Люди не могут придти на заседание областного парламента?

- Любой может прийти на заседание, если его приглашают.

- А человек с улицы?

Мы открыты в информационном плане. Мы приглашаем людей на заседания для того, чтобы посоветоваться. Основная работа идет в комитетах. Но устраивать балаган с приглашением специально обученных людей, никому не позволено. Для чего коммунисты приглашают сюда свою группу поддержки? Они пытаются криком и визгом, повторяюсь, специально подготовленных людей, себя усилить, догрузить. Но что дают эти митинги? Открытые письма, голосования, крики «Долой!». Нас «Долой!» не устраивает, мы сюда работать пришли.

-Вы говорите, что большая часть вопросов решается на комитетах. Тем не менее, на заседаниях ЗСО мы видим нескончаемую битву КПРФ и ЕР.

-Любое публичное мероприятие - это, прежде всего, зрелище. Зачастую, на комитетах те депутаты, которые вступают в «яростный» бой, говорят между собой мягко и очень интеллигентно. Именно поэтому меня никогда не раздражают эти спектакли, устраиваемые некоторыми моими коллегами. Я примерно знаю, в каком месте это начнется, сколько будет продолжаться и чем закончится. Это некая «отработка» для тех самых людей, которые толпятся в фойе. Но это политика, и элемент артистизма здесь допустим.

О ЛИЧНОМ И "КРАСНЫХ КОРОЧКАХ"

- Красными корочками депутатскими часто пользуетесь?

- Я уже это перерос. Забыл, когда их раскрывал. Не поверите, сейчас даже и не вспомню сразу, где лежит удостоверение. Считаю, что хорошего руководителя должны знать в лицо. А если тебя не уважают или не признают, значит, проблему нужно искать в себе и тут уж никакими «корочками» не спасешься.

- Давайте о личном. Игорь Викторович, сколько лет Вашим детям?

- У меня двое детей. Сын - студент, в Москве учится. Он у меня победитель двух всероссийских олимпиад по истории и обществознанию. Но сразу говорю: я к этому руку не прикладывал, он сам добился. Хороший парень, самостоятельный, я им горжусь.

- А дочка?

- Она у меня еще малышка, в 3 классе. У них с сыном разница в 10 лет. Большая часть любви сейчас ей достается.

- Не тянет обратно, в учителя?

- Очень тянет. До сих пор снится иногда, что вхожу в класс. Люблю эту работу. Нет более благодарного труда. Сегодня ты посеял зерно, а завтра оно уже взошло.

- А какой самый любимый школьный возраст?

- 5 класс. Когда дети только-только начинают изучать историю. Ну и, конечно, выпускной класс. Практически студенты. Многих своих ребят я помню, слежу за их судьбами. Многие после того, как поступали в ВУЗ, мне говорили, что практически не пользуются конспектами на 1 курсе, хватает школьной тетрадки. Учитель - это, как врач, - не профессия, а, скорее, образ жизни. И я рад, что у меня хорошее базовое образование, не боюсь, что в один прекрасный день останусь без работы. Если помнишь, есть такая меткая поговорка: «Учителя дальше школы не пошлют, меньше ставки не дадут» (смеется).

Александра Скворцова

Фото http://www.zsuo.ru