Одни называют постановку ульяновского драмтеатра «Бедная Лиза» событием в культурной жизни региона и прочат ей награды. Другие ругают режиссера за пошлость и его «неуместное заигрывание с публикой». Корреспондент 73online.ru решил посмотреть спектакль, чтобы выяснить, чего же здесь больше: гениальности или коммерции.

Карамзин, которого мы еще не видели

В субботу, 28 марта, в Ульяновске в рамках ставшего уже традиционным фестиваля региональных театров и творческих коллективов «Лицедей» была представлена постановка местного драматического театра по мотивам сентиментальной повести Николая Карамзина «Бедная Лиза». Это был не премьерный показ. Впервые «Бедную Лизу» представили на суд общественности еще три месяца назад. Но, по словам режиссера-постановщика Сергея Морозова, за прошедшее время спектакль стал лучше: «Ушла лишняя суета, артисты научились распределять себя в эмоциональном пространстве постановки. Спектакль обрел внутреннюю полетность».

В зале было много учащихся. И не случайно - произведение входит в обязательную школьную программу. Но сам спектакль и школьников, и всех остальных удивил.

Простая и немудреная история о том, как барин соблазняет и бросает провинциальную девочку, которая затем от неразделенной любви и стыда кончает собой, стала хрестоматийной. По ней сняты сотни фильмов, написаны тысячи книг и поставлены десятки спектаклей. Родоначальником сюжета был именно Николай Карамзин. Однако режиссер-постановщик Сергей Морозов и художник-постановщик Дмитрий Аксенов дали ему свою интерпретацию.

История начинается с того, что современные молодые люди оказываются в какой-то заброшенной хижине и делают то, что все современные подростки, - снимают на телефон видео, позируют, смеются, дурачатся.

А дальше начинается волшебство. Постепенно под строки из карамзинской повести герои начинают сначала, как бы шутя и дурачась, разыгрывать сюжет про бедную Лизу. Старшее поколение зрителей - в шоке. Неужели весь спектакль будет построен как водевиль? Неужели у режиссера хватило совести, чтобы карамзинскую драму представить, как глупую бульварную комедию? Зачем здесь все эти шутки, говорящий потрет, песня Губина про Лизу, пошлые рифмы к имени «Эраст»...

«Карамзин в могиле сейчас переворачивается», - шепчет женщина справа. И ее гнев понятен. На сцене творится что-то малопонятное. Но детям, по-видимому, все нравится. Они смехом отвечают актерам на их анекдотичные ситуации.

Однако постепенно все меняется. Смех уходит. Молодые люди, которые сначала как бы просто ради «прикола» решили поиграть «в Лизу», начинают жить судьбами тех, кого представляют. И начинается настоящая история, настоящая драма - полная неразделенной любви, страданий, надежд и их крушения.

Объединили высокое искусство и шоу

Вторая часть спектакля - это именно тот Карамзин, которого ждала возрастная публика, и к которому все привыкли. Но несколько видоизмененная в угоду современному зрителю.

Скромная карамзинская Лиза в интерпретации режиссера - воплощение страсти и безумства. Она безумна почти постоянно - и когда не знает любви, и когда влюблена. Эраст - не пошлый соблазнитель. А просто слабый, но хороший человек, которого победили обстоятельства. Больше всего Карамзину понравился бы образ рассказчика - Эраста в старости. Он был представлен в духе сентиментализма.

В общем, спектакль неоднозначный. И явно стоит того, чтобы его посмотреть и тем, кто знает, кто такой Карамзин, и тем, для кого слово «Эраст» - обидное обзывательство.

Многое в нем сделано в угоду современной публике - и сами образы, и спецэффекты с полетами героев, и пошло-веселые частушки и даже подстрочный перевод старорусских слов, значение которых современное поколение может не знать. Но многое от Карамзина в спектакле сохранилось. Главное - сам текст, первоисточник, который был прочитан на сцене полностью. И в этом сильная сторона спектакля.

Эксперты называют «Бедную Лизу» фаворитом фестиваля не только из-за художественных особенностей спектакля, но и потому, что делали его по-настоящему признанные мастера театрального искусства: лауреат премии «Золотая маска» Дмитрий Аксенов, народный артист РФ Алексей Дуров, приглашенные из Москвы и Санкт-Петербурга художники по костюмам и свету - Дина Тарасенко и Тарас Михалевский.

Корреспондент 73online решил узнать мнение тех, кто посмотрел спектакль

Анна Петрошевич, 55 лет, на пенсии: Это разрушение классического театра в угоду моде, новому зрителю, новой культуре или бескультурью - называйте, как хотите. Очень коммерческий проект получился. Не случайно, зал битком. Людям такое нравится. Я не поклонница подобных интерпретаций. Считаю, что хороший вкус он либо есть, либо его нет. И неважно, в какую эпоху мы живем.

Ольга Яковлева, 44 года, доцент: Неоднозначное впечатление. Я, честно говоря, ничего о спектакле не знала и думала, что иду на классическую постановку. Хотелось отдохнуть душой. Не все я в нем принимаю. Мне показалось, что актеры очень переигрывают. Нет легкости и естественности. Нет жизненной правды. Искусственность. Но ради нового художественного опыта стоило посмотреть.

Василиса Артынова, 14 лет, учащаяся: Мне понравилось. Спектакль очень динамичный. И современный. Текст Карамзина более скучный. А здесь за счет песен и акробатических номеров смотрится интересно.

Алена Иванова