Проблема ульяновских дорог уже давно набила оскомину и водителям, и пешеходам. О том, что реально творится на улицах, не понаслышке знает каждый горожанин. Но далеко не каждый чиновник. Бравые отчеты высокопоставленных лиц свидетельствуют о том, что все идет по плану: и очистка дорог от снега, и ремонт, и строительство полотна. Однако первый же экспертный выезд показывал: не надо быть специалистом, чтобы увидеть, как бюджетные деньги в буквальном смысле «закапывают» в дороги. Куда ушли 2,6 млрд дорожных рублей в прошлом году и что будет с еще 7 млрд рублей в этом, выяснял корреспондент 73online.ru.

Типичная картина ульяновской жизни

Со стороны может показаться, что ульяновцы никуда не спешат. По улицам они ходят медленно, угрюмо смотрят себе под ноги. Но дело не в менталитете местных жителей, а в том, что под их ногами вздулся грязный, отполированный многочисленными подошвами лед. Держать равновесие в таких условиях - задача №1 для любого пешехода. Хотя и водителям приходится несладко - улицы как будто специально заливали водой, чтобы затруднить движение.

На что же тогда уходят деньги из бюджета, если за дорогами настолько никто не следит? Причем деньги, мягко говоря, немаленькие. Целые миллиарды расходует Ульяновская область на содержание дорожного фонда. И куда они уходят - интересная загадка.

Сухие цифры

Еще любопытнее становится, если взглянуть на сухие цифры. Согласно данным активистов движения «УльЯмовск», в 2014 году расходы на дорожный фонд составили более 2,6 млрд рублей. Из них 2,2 млрд были вложены в реализацию подпрограммы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2014 - 2016 годах». В рамках программы около миллиарда было потрачено на содержание действующих дорог. Остальные распределились на ремонт и капитальный ремонт полотна, на погашение кредиторской задолженности за работы по ремонту, выполненные ранее, и на строительство новых.

Цифры, конечно, впечатляют. Но это только тех, кто не знает, что в 2015 году на те же нужды должно быть направлено уже более 7 млрд рублей. Предполагается, что порядка 1,1 млрд рублей уйдет на содержание автодорог и сооружений на них, и еще чуть больше миллиарда заложено по статье «содержание автодорог и мостов в т.ч. планируемые к ремонту мостовые переходы».

При этом ежегодно растет и цена содержания 1 км автомобильной дороги. Так, например, в 2011 году она составляла 63 тысячи рублей. К 2014 году эта сумма выросла до 145,5 тысяч рублей, а в текущем году составляет 225 тысяч рублей. По прогнозам экспертов, эта цифра к 2019 году вырастет до 272 тысяч рублей.

Фактически это говорит о том, что затраты на содержание дорог будут только увеличиваться. Однако результат, по всей видимости, останется тем же.

Борьба за дороги

Периодически «УльЯмовск» проводит собственный мониторинг состояния дорог. Последний из них показал, что бюджетные деньги на содержание дорог уходят в буквальном смысле в яму. И для того, чтобы это увидеть, не нужно быть специалистом. Простые примеры ярко иллюстрируют, что деньги расходуются мягко говоря неэффективно. Так, например, активисты движения засняли, как выглядел участок дороги «Цильна - Большое Нагаткино - Нов.Никулино» 11 февраля. Очевидно, что дорога покрыта снегом и льдом и не обработана реагентом.

12 февраля ими же был заснят участок дороги «Ульяновск - Ишеевка - Ундоры». Там на асфальте обнаружились большие выбоины и ямы.

25 февраля аналогичные нарушения ГОСТа были обнаружены на участке дороги «Тагай - Майна - Игнатовка - Чертановка».

Этот список можно продолжать долго. Невольно возникает вопрос, куда ушли те самые миллиарды рублей в 2014 году и сколько еще денег будет «похоронено» в дорожной отрасли.

Как не сломать себе ноги?

Отдельный вопрос вызывает состояние дорожного полотна в Ульяновске. Как уже писал 73online.ru, в прошлом году в городе при ремонте дорог были выявлены нарушения более чем на 60 млн рублей. И это не единственные недостатки.

Абсолютное большинство нарушений находят именно в Ульяновске.. Хотя информация о том, что дороги в городе содержатся в недолжном состоянии, не нуждается в доказательствах. Из-за льда на пешеходных переходах каждый ульяновец рискует оказаться под колесами машины, и это факт, с которым люди мирятся изо дня в день.

Также задокументировано, что остановки и пешеходные переходы в Ульяновске далеко не всегда оперативно очищались от снега.

Этот вопрос скоро перестанет волновать широкую общественность, поскольку с приходом весны снег начал сходить, но можно не сомневаться, что и в следующем году этот вопрос встанет остро.

Как быть

Пытаясь выяснить, куда уходят дорожные деньги, корреспондент 73online.ru связался с генеральным директором строительной компании «КПД-1» Владимиром Журавлевым, который прямо признал, что работы в регионе проводятся некачественно. «На сегодняшний день в регионе нет специалистов, нет лабораторий, ремонт дорог проводится исключительно через тендер, и нет возможности оценить опыт подрядчика заранее. Кроме того, применяются некачественные материалы. Словом, некачественная работа - некачественные дороги», - заключил г-н Журавлев.

С ним не согласен дорожник, председатель совета директоров ОАО «Ульяновскдорстрой» Игорь Ананьев. По его мнению, причин постоянных проблем с дорогами может быть масса: это и ошибки в проектной документации, и изъяны в работе подрядчика, и неверное проектирование в целом. «Торги на проведение ремонтных работ в Ульяновской области объявляются слишком поздно, когда погодные условия уже могут помешать качественной работе подрядчика. Кроме того, в торгах принимают участие компании-однодневки из других регионов, которые выполняют работы кое-как, а потом просто исчезают», - считает бизнесмен.

По его словам, в регионе достаточно собственных проверенных временем подрядчиков. «Приезжие» компании после выполнения работ зачастую просто пропадают, не выполняя затем гарантийных обязательств. Местные бизнесы себе такого позволить не смогут. «Решить эту проблему можно, если сделать условия тендерной документации более жесткими», - прокомментировал г-н Ананьев.

Красивые отчеты и суровая реальность

А пока исправить ситуацию не получается. Ответственный за областные дороги заместитель министра строительства, транспорта и ЖКХ Андрей Тюрин только отчитывался всю зиму, что снег убран оперативно, дороги в порядке, жить можно. Летом он, скорее всего, также бодро будет отчитываться о ремонте и строительстве новых дорог.

В свою очередь глава комитета дорожного хозяйства Ульяновска Игорь Бычков, переживший первую зиму на этом посту, тоже официально заявляет, что снег очищен вовремя, дороги в полном порядке. Остается только ждать его летних докладов.

Иван Хитонов

фото движения "УльЯмовск", content-22.foto.mail.ru