Сейчас про сложные отношения между Украиной и Россией говорят буквально все. Массированная информация давит на мозг, не оставляя надежды на хоть какое-то кратковременное просветление. Стараюсь уже не слушать «зомбоящик», но когда звонит родная тетка из города Сумы, просто не могу сдержаться. Моя тетя Тома, которая вырастила меня, в открытую говорит, что мы враги. Обе вешаем трубки. Я - за Путина, она - за Порошенко. Черное и белое. Промежутков в отношении нет даже с близкими.

«Как по Ленинградской»

За прошедший январь два раза ездила в Ростов-на-Дону. Поезда из Ульяновска нет, приходится ехать через Сызрань - 28 часов. Приезжает паровоз в Ростов поздно ночью, иду на вокзал, и тут меня облепляет «рой» таксистов с предложениями поехать на Украину. Можно в Донецк, а можно в Макеевку. Цены приемлемые: от 2 до 3 тысяч рублей. Мне не надо было в Украину, но любопытство взяло верх.

- Вы за 2 тысячи рублей готовы повезти меня в Донецк? Но там же стреляют. Ничего?

- Можно в Макеевку. Вам куда?

Удивленно молчу. После всех ток-шоу по российскому телевидению и всех «пугалок» не ожидала, что в Украину попасть, что «два пальца»…

А таксист меж тем продолжает меня уговаривать, видимо, почувствовав потенциального клиента.

- Девушка, не беспокойтесь. Провезем по дорогам, которые не обстреливают. На блокпостах знаем всех. Пропустят.

- Вы жизнью готовы за 2000 рублей рискнуть?

- Да какой риск? Проедем, как в Москве по «Ленинградской».

Эхо войны

Стоит отметить, что красивейший город Ростов-на-Дону, на мой взгляд, за полгода, пока я не была там, очень изменился. Раньше это был уютный южный курортный город. Сейчас на многих гостиницах написано, что в них расселились беженцы. На фасадах некоторых ростовских кафе таблички: «Беженцам с Украины за полцены».

Ростовчане проявляют неудовольствие. Большинству из них не нравится, что город стал перевалочным пунктом, и много пришлых. К тому же на окраинах Ростовской области иногда падают бомбы, это, как принято тут говорить, «эхо войны». Эхо отрицательно действует на сознание ростовчан.

Пораненные войной

Все, с кем пришлось общаться в Ростове-на-Дону, почему-то, уверены, что мир никогда не настанет. Один знакомый журналист мне прямо говорил о том, что казаки и другие патриотично настроенные люди, готовы к предстоящей войне. И есть уже и оружие для этого, и главное - желание. «Когда я был в последний раз в лагере беженцев, то видел беременных женщин и маленьких детей, которые вздрагивают от звука открывающейся двери, то сам готов был стрелять в этих укропов». Я спорила с ним, убеждая, что украинцы - наши братья. Он советовал поехать в Шахты, где много беженцев с Украины, и поговорить с ними. «Ты, как увидишь всех их, то больше сомнений не останется. Они все «поранены» войной. Они не возвращаются к нормальной жизни, они в состоянии постоянного ожидания. Я знаю, что многие ростовчане готовы пойти воевать».

Странно, что буквально, за какой-то год война заползла в души совершенно мирных людей. В Ульяновске этого не чувствуется, а в Ростове, как говорится, просто прет.

Не хотят уезжать из войны

Назад в купе ехала с двумя мужчинами, «укушенными» любовью. У одного девушка в Макеевке, у другого жена в Донецке. Первый был из Питера, второй из Уфы. У обоих судьба похожа, несмотря на разницу в возрасте и местожительстве, почти под копирку. Познакомились с любимыми по интернету. Один женился. Другой пытается это сделать. Оба хотят вывести своих женщин «оттуда», и оба получают отказ.

Старший, Равиль, на мой вопрос, правда ли, что обстреливают Донецк, заплакал.

- У моей жены внук был в садике. Стали стрелять из «Града». У 3-хлетнего малыша снесло полчерепа. Скорая доехать не могла вовремя. Воспитательница пыталась бинтовать. Я уехал, он до сих пор не пришел в себя. Врачей нет, почти все разъехались. Я жене говорю: «Поехали в Уфу». А она не хочет, родителей не с кем оставить. Каждый месяц мотаюсь туда, деньги им вожу. По 100 тысяч ежемесячно. Есть им там иногда совсем нечего. Есть люди, которых это не затрагивает, у них никого не ранило, не убило. А есть семьи, у которых и отца, и сына убило… Это война. Но народ не уезжает. Ждут, что мир настанет. Но это не скоро… Я не верю.

Второй попутчик по купе, Влад, тоже не понимал, почему его невеста категорически отказывается ехать с ним в почти европейский, сытый Питер.

- Представляешь, я ей говорю: «У нас такая архитектура в Питере. Ты не видела никогда этого…Можно за ногу Льва подержать, и исполнятся все мечты. У меня квартира и работа - приезжай». А она: «Не могу из Макеевки уехать. Тут у меня все. И друзья не поймут, если я уеду». Вот и мотаюсь раз в три месяца в эту Макеевку…Понял, что такое война эта..

Говорят, что в России сейчас нет войны. Официально войска не ввели. Но кто думает об этом переплетении судеб, которые она задела. По сути война уже совсем рядом, она уже прошлась по жизням независимо от их географического положения. Уже завтра война может прийти в каждый дом… В мой дом она уже пришла. Моя тетя Тома из города Сумы говорит, что мы - враги…

Александра Скворцова

Фото с сайта fedpress.ru