Развитие современного города невозможно без качественно нового подхода к управлению им. Растущая конкуренция между городами за материальные и трудовые ресурсы требует пересмотра привычных стандартов позиционирования Ульяновска. О том, как сделать его привлекательным для жителей и инвесторов, о стратегии развития города мы поговорили с председателем Ульяновской Городской Думы ВАСИЛИЕМ ГВОЗДЕВЫМ.

Василий Анатольевич, в последнее время очень актуальна тема так называемого «маркетинга городов». В России этим интенсивно занимается Институт экономики города. Специалисты убеждены, что уже через несколько лет между городами начнется эпоха жесткой конкуренции, но конкурировать им придется не столько географическим положением и кадрами, сколько именно маркетинговыми технологиями. От того, как город себя позиционирует, будет зависеть уровень его экономического развития и его социальная привлекательность.

Василий Гвоздев: Я согласен с таким подходом. За прошедшие 4,5 года город как бизнес-структура сделал серьезный шаг вперед. Городская экономика складывается из тысяч различных предприятий, экономических и политических коммуникаций. Мы шагнули вперед, но — справедливости ради — стоит сказать, что не за счет каких-то ноу-хау управленческого аппарата, а за счет общего роста экономики и качественной работы бизнесменов, которые могли использовать этот экономический рост для развития своих предприятий. Как следствие, городской бюджет ежегодно с 2005 г. прирастал на 1 млрд руб., и каких-либо изменений в системе управления Ульяновском для этого не требовалось.
Рост доходов городского бюджета позволял местным руководителям, и нам в том числе, реализовывать различные целевые программы. Существовать в таком комфортном режиме всегда невозможно. Задуматься о том, что может выгодно отличить Ульяновск от всех городов России, необходимо было еще вчера. В 2009 г. Ульяновск впервые столкнулся с тем, что бюджет города не вырос, а остался на уровне 2008 г., и финансовых средств недостает. И в 2009 г. мы в полом объеме не смогли реализовать целевые программы, связанные с развитием города (дороги, транспорт, подъезды к мосту, светофоры, ремонт школ, больницы и многие другие).

Это в большей мере связано с кризисом?

В. Г.: Это связано с тем, что дополнительных средств в размере примерно одного миллиарда рублей, который раньше поступал в бюджет за счет хорошей работы автозавода, различных предприятий, торговли, в этом году не было. Более того, бюджет даже уменьшился. Поэтому начиная с 2009 г. вся управленческая команда должна работать в другом режиме — как хорошие антикризисные менеджеры. Что сделали руководители крупных предприятий еще год назад, когда у них сократились банковские кредиты, изменился спрос на продукцию или услуги? Они стали оптимизировать расходы, думать, как потратить оставшиеся ресурсы, чтобы не дать организациям остановиться. Система управления Ульяновском сегодня работает в кризисном режиме, и сегодня работу исполнительной власти необходимо перестроить.
Оптимизировать затраты сейчас можно, внимательно посмотрев на систему управления городом. Нужно провести здесь перестройку — не оптимизацию (максимальные сокращения), а именно перестройку, — которая устранит дублирующие функции. В конечном итоге это позволит улучшить качество кадров. Ведь зарплаты у руководителей подразделений в системе управления городом довольно высокие: за 20-30 тыс. руб. С точки зрения предпринимателя, эти деньги небольшие, но за них вполне можно взять на работу хорошего, образованного специалиста, имеющего управленческий опыт. Кадры — это важный антикризисный ресурс.
Кроме того, необходимо более эффективно распределять и использовать те 6 млрд руб., которые есть у нас в бюджете.
К сожалению, многие предприниматели, выигрывая конкурсы, исполняют работы с низким качеством, что заставляет нас ежегодно закладывать деньги на одно и то же.
Я могу привести массу таких примеров из области ЖКХ, образования, здравоохранения и других отраслей, по которым конкурсы проводились с нарушением сроков, договоры заключались после выполнения работ Антимонопольный комитет отменял результаты конкурсов, подрядчик отказывался от выигранных лотов. От всего этого страдает качество проведенных работ, теряется темп, а многие виды работ, например, из-за сезонности становятся неактуальными.
А ведь эти средства можно было потратить более эффективно. Я считаю, что резервы только по таким, видимым, вещам составляют около 20% тех средств, которые мы ежегодно выделяем на конкурсной основе.

Вам не кажется, что проблема неэффективного расходования средств в конечном итоге тоже замыкается на кадры?

В. Г.:
Она замыкается здесь на многие вещи, в том числе и на кадры. К сожалению, есть коррупционные факты, которые выявляют прокуратура и УФАС. Но, помимо этого, нужно усилить контроль качества работ и повысить ответственность подрядных организаций. Ежегодно мы тратим порядка 2 млрд руб. через конкурсы по предоставлению различных услуг, берите оттуда 10-15 % — вот вам 200-300 млн руб, на которые можно выполнить различные виды нужных горожанам работ. Кроме того, у нас крайне слабо выстроено взаимодействие исполнительной власти и бизнеса, но 2010 год должен переломить эту ситуацию.

Ваше видение, как же выстроить эту коммуникацию?

В. Г.:
Здесь не нужно придумывать велосипед. Я говорю о стандартных формах работы. Например, сделать системными — допустим, один раз в квартал — встречи главы города и 30 руководителей строительной области. Они могли бы регулярно собираться на семинары по той или иной проблеме.

Проще говоря, обсуждать волнующие их темы...

В. Г.:
Конечно. Можно выстраивать коммуникации, которые показывали бы главе города слабое звено исполнительной власти — где задержка рассмотрения документов, где не дорабатывают руководители направлений исполнительной власти, где проглядывают элементы коррупции и т.д. Это позволит показать руководителям предприятий, что глава города и его команда знают их проблемы и стараются эффективно в ежедневном режиме их решать. Они, в этом случае, становятся эффективным помощником для бизнеса, становятся единой командой для решения общегородских вопросов.
Необходима системная работа, когда городские руководители дают предпринимателям социально-экономический заказ по развитию важных направлений. А ведь это серьезнейший ресурс, реализация которого позволит – если бизнес и власть будут действовать единой командой - развивать город, в котором мы все вместе живем.


Давайте все-таки от антикризисных мер перейдем к изюминкам Ульяновска, которые надо формировать и о которых вы начали говорить в начале.

В. Г.:
Команда Сергея Ивановича Морозова в 2009 г. очень активно воздействует различными средствами на население всей Ульяновской области и города Ульяновска в части духовно-нравственного и физического воспитания. Мы действительно хотим сделать Ульяновск здоровым во всех смыслах: здоровый образ жизни, семейные ценности, развитие спортивных сооружений, проведение десятков, сотен мероприятий оздоровительного характера, максимальное ограничение продажи спиртных напитков, закрытие практически всех киосков, которые торгуют пивом и сигаретами, открытие различных центров профилактики здоровья и еще десятки других вещей, которые уже сейчас начинают реализовываться и приносят первые плоды. Я один из инициаторов движения «Здоровый город», цель которого в ближайшие 5 лет превратить Ульяновск в здоровый город. Естественно, это возможно сделать при изменении сознания большинства жителей и массовой поддержке руководителей и работников предприятий. Необходимо сделать так, чтобы самые различные секции, центры культуры стали для всех ульяновцев максимально доступными, как это было в советское время. Сейчас же эта сфера очень «коммерческая», поэтому бюджетники и люди со средним достатком не в состоянии оплачивать занятия детей в спортивных секциях и кружках. Необходимо сделать так, чтобы быть здоровым стало модно. И именно это должно стать визитной карточкой города.

Некая моральная установка и идея — это хорошо. Но в качестве территориального маркетинга эту идею использовать очень тяжело… Не так давно Нижний Новгород и Казань зарегистрировали свои бренды — «Столица Поволжья» и «Третья столица России». Какой, по-вашему, может быть бренд у Ульяновска и почему? Что это даст городу?

В. Г.:
Я считаю, что бренд, связанный с развитием культа здорового образа жизни, — это отличный ход. Ни у одного города в России такого нет. Реализация этой концепции прямой экономической прибыли городу, конечно, не принесет. Но постепенное формирование потребности вести здоровый образ жизни у десятков, сотен, тысяч ульяновцев — а город обязан на первом этапе, с учетом концепции президента и губернатора, максимально вкладывать ресурсы и быть прямым заказчиком этого направления — в конечном итоге станет для бизнеса хорошей экономической основой для вложения средств, поскольку сформируется спрос. Ведь если есть спрос, то тут же появится и предложение. К сожалению, сегодня мы видим, что бизнес более активно идет в сферы, которые далеки от здорового образа жизни (ликероводочные изделия, табак, и д.р.)
В результате у нас должно появиться достаточное количество здоровых людей, которые меньше будут ходить в больницы и тратить там деньги. Это позволит серьезно перераспределить бюджет со здравоохранения, на которое уходят миллиарды, на образование, культуру, спорт.
Если говорить конкретно об экономике, то пуск нового моста, развитие дорожной сети, логистическая цепочка, связанная с промышленной зоной «Заволжье», «Авиастаром», дает нам все предпосылки для того, чтобы стать экономическим центром для Поволжского региона. Если правильно развивать те безусловные преимущества, которые не появятся в ближайшие 10 лет ни в Самаре, ни в Нижнем Новгороде — у них не будет ни «Авиастара», ни моста, — мы сможем стать экономической столицей Поволжья. Но для этого нам необходимо создать революционно привлекательные условия для привлечения инвестиций.

Продвижение бренда может быть направленно на 4 ключевых категории: туристы, инвесторы, сторонние группы влияния и жители, в том числе потенциальные. На кого, с вашей точки зрения, необходимо обратить внимание в первую очередь городским, областным властям , чтобы продвигать бренд Ульяновска?

В. Г.:
Безусловно, две лидирующие группы: внутренние и внешние инвесторы. Первые наиболее важны — это наши, местные экономические силы, структуры, предприятия. В 2010 г. нужно создать местной бизнес-элите максимально благоприятный для развития экономический климат. Может, это и консервативно, но я считаю, что в первую очередь надо давать шанс своим — людям, которые зарекомендовали себя как патриоты ульяновского края и развивают свой бизнес здесь даже в сложные для области времена, не перевозя активы в другие, кажущиеся более выгодными регионы. Социально ответственных руководителей на ульяновской земле достаточно много.

Насколько сильно сейчас лоббируются интересы местного бизнеса? Например, в Самаре лоббированием интересов местных продуктовых сетей никто особо не занимался, и туда безболезненно зашли крупные федеральные игроки, такие как «Перекресток», «Патэрсон», «Ашан». В результате именно им принадлежит львиная доля рынка продуктового ритейла в регионе. В Екатеринбурге же, напротив, местные власти защищали интересы своих, региональных игроков, и именно они занимают доминирующее положение на рынке. Работают активно с местными поставщиками, платят налоги в местный бюджет.

В. Г.:
У нас представлены федеральные сети, начиная с низкого ценового сегмента — «Магнит» и заканчивая «Перекрестком». Но мы помогаем и местным компаниям. Возьмите тот же «Гулливер», который на муниципальных площадях построил качественную сеть продовольственных магазинов в Ульяновске или ту же «Симбирку»... И если бы мы несколько лет назад просто открыли зеленый свет «Рамстору» или любой другой федеральной структуре, сегодня местные сети — «Провиант», «Гулливер», «Симбирка» — не были бы столь успешны. У нас бы резко увеличилось количество привозной продукции, а это, во-первых, худшее предоставление местных товаров и отсутствие поддержки местного производителя, а во-вторых, высокие риски по качеству, потому что контролировать качество продуктов, ввозимых из других регионов, сложнее. Уверен, что нужно выдерживать баланс между местной бизнес-элитой и входящими потенциальными инвесторами.

Как сейчас обстоит дело по работе со сторонними группами влияния — федеральные органы власти, правительство. Это формирование имиджа региона на федеральном уровне. Что-то стоит менять в этой работе?

В. Г.:
Мы в течение 5 лет принимаем участие в разработке городских инвестиционных программ и видим постоянную поддержку Сергея Ивановича Морозова и ключевых членов его правительства по развитию различных проектов на территории Ульяновска.
С 2005 г. город получил миллиарды дополнительных федеральных средств, которые были использованы для ремонта дорог, строительства сосудистого центра и пр.
Федеральные программы общественных работ в 2009 г. это новая реальная поддержка коллективов предприятий в кризисный период. Это всё инвестиции. Я сравниваю работу нынешнего губернатора по позиционированию Ульяновска на федеральном уровне с тем, что было при Шаманове, Горячеве. Сейчас результаты выше на несколько порядков.
Городские руководители должны выстраивать профессиональную систему работы с предпринимателями, стать одной командой. Это как раз тот антикризисный потенциал, который будущий всенародно избранный глава города и назначенный глава администрации обязаны внести в работу горвласти. Важно, чтобы экономика города развивалась благодаря, а не вопреки.

Каким вы видите Ульяновск через 10 лет?

В.Г.:
Не так давно министр здравоохранения Владимир Петров заявил, что он хотел бы видеть Ульяновск ко дню 100-летия комитета здравоохранения абсолютно здоровым. Мне это высказывание очень понравилось. Я бы хотел, чтобы через 10 лет город под брендом «Экономический лидер» вошел в тройку, пятерку лучших городов России. Президент РФ оценивает работу муниципалитета по 64 параметрам, касающимся всего: духовного, физического и нравственного здоровья людей, экономических показателей, инвестиций на территории муниципального образования, благоустройства, освещения, детской смертности и многого другого. Вот когда через 10 лет у нас по всем 64 параметрам в графе «оценка» будет стоять «первый», это будет результат работы городских властей и всех людей, желающих внести свой позитивный вклад. Фактически мы говорим о том, что городские власти — а среди руководства, однозначно, должны работать неравнодушные люди — обязаны сделать все, чтобы получился «город-сад». Чтобы ни один ульяновец через 5-7 лет уезжать отсюда не хотел. Почему? Да потому что здесь должны быть отличные детсады, классные условия для отдыха и многое другое. Ульяновск — красивый и благоустроенный город! Вот это будет оценка. Мне тогда еще не будет и 45 лет, и я бы хотел быть при этом событии, жить, пожимать руки тем, кто вместе со мной эту программу максимум реализовывал. И скептикам мы тогда скажем: «Помните, какую мы планку ставили? Мы ее достигли, а вы говорили, что это фантастика». Есть такая пословица: «Хочешь иметь максимум — требуй невозможного». Поэтому планка должна быть именно такая. Ни шагу назад. Слово — дело. Те люди, которые не хотят на это равняться, с любых уровней властей должны уйти и заниматься чем-то другим. Люди, которые просиживают места и получают зарплату, не нужны. Те предприниматели, которые не верят, что это можно сделать, могут с нами не взаимодействовать — нет возражений, мы на них не обидимся, потому что, может, мы пока не заслужили их доверия. Но мы будем со всеми, кто в это верит двигаться к намеченной цели.

Каким вы видите себя в городе через 10 лет?

В. Г.:
Очень хотелось бы видеть себя через 10 лет здоровым во всех планах, самодостаточным, с большой семьей, с огромным количеством детей, тогда уже и внуков (моей старшей дочке уже 14 лет), ну и просто счастливым человеком. Счастливым за результаты своего труда, за место, где проживаю, за то, что можно повернуться назад и сказать: «Да, действительно, сделали хорошее дело! Вот целый город, целый регион, в котором люди тебя знают, благодарны тебе. И тебе не стыдно пожать кому-то руку и сказать, что ты сделал все, что мог».



Текст: Ольга Пастернацкая,
"Ульяновск online"
Материал опубликован 20.11.2009
в №10 (85) журнала The Chief