Очередное повышение тарифов на услуги ЖКХ, которое ожидается после Нового года, по Ульяновску ударит с максимальной силой — городские власти не вняли словам областных чиновников и превысили тарифную планку, установленную региональным правительством. Пострадают прежде всего жители малоэтажных домов и предприниматели. Причем последние, несмотря на обещание федеральных властей уравнять тарифы для всех категорий граждан, продолжат платить за электроэнергию по завышенным, экономически необоснованным тарифам. Рассказать «Ульяновск online», почему это произошло, согласилась директор департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области АЛЁНА ГАРШИНА.

Алёна Анатольевна, с 1 января 2010 г. ожидается очередное повышение тарифов на услуги ЖХК. Как в соответствии с этим реализуется политика федеральной и региональной власти по сдерживанию роста тарифов?


А. Г.:
Могу с удовлетворением отметить, что в этом году нам удалось значительно повлиять на рост тарифов на электроэнергию для населения. Это итог проведённой нами работы с федеральным центром. В 2010 г. тарифы возрастут лишь на 10,8%, тогда как в 2008 и 2009 гг. рост составлял 20-25%. Согласитесь, разница заметная. Итак, с 1 января 2010 года население, проживающее в городах и домах с газовыми плитами, будет оплачивать электроэнергию по тарифу 2,16 руб./кВт.час. А для тех, кто пользуется электроплитами, тариф составит 1,52 руб/кВт.час. Что касается тарифов на тепловую энергию, нам удалось достичь минимально возможного темпа роста — 17%. Основной фактор повышения расценок как на тепловую, так и на электрическую энергию — это топливная составляющая: выросли цены на газ и мазут — повысились и тарифы. По воде темпы роста также ниже, чем в прошлом году — рост на 11% (в прошлом —14,2). Что касается тарифов на газ для населения, то они еще не установлены. Как вы знаете, установление оптовой цены на газ — это полномочия федерального центра. Субъект устанавливает лишь сбытовую надбавку. Поэтому здесь нам необходимо дождаться, какие оптовые цены будут до нас доведены В целом, в 2010 г. плата за коммунальные услуги для населения по области вырастет не более чем на 18%. Еще раз отмечаю, это в целом по региону. В разрезе поселений это составит от 11% до 18%. Конкретный рост размера платы зависит от набора предоставляемых услуг. В любом случае, хочу еще раз подчеркнуть, что это ниже, чем даже в докризисный 2008 г., когда тарифы выросли на 20%.

Однако в Ульяновске рост размера платы значительно превышает установленные вами предельные показатели? Как такое могло произойти?

А. Г.:
Действительно, в соответствии с постановлением комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновска, размер платы для жителей малоэтажных домов города в 2010 г. вырастет в полтора раза по сравнению с остальными жителями региона. Мы не раз обсуждали эту проблему с мэрией, с комитетом по регулированию цен. Руководству города было предложено разработать механизм возмещения затрат населению по отоплению в связи с ростом нормативов. Насколько нам известно, такой проект разработан, но пока не принят.
Еще раз подчеркну, что губернатор Ульяновской области СЕРГЕЙ МОРОЗОВ неоднократно озвучивал позицию правительства региона по этому вопросу, и она очень проста: пока ульяновцы испытывают на себе влияние финансово-экономического кризиса, пока экономика в целом не «встала на ноги», решения глав муниципальных образований об увеличении нормативов потребления не допустимы. Мы должны позаботиться о том, чтобы жители региона не пострадали еще и из-за непродуманных действий муниципальных властей.

Различаются ли тарифы для физических и юридических лиц?

А. Г.:
Тарифы по теплоэнергии, водоснабжению и водоотведению для всех групп населения устанавливаются единые. Исключение — разве что мазутные котельные. На данный момент у нас в области они остались в основном в районах. Однако по мере газификации региона, мазутные котельные заменяются на газовые. Пока же тарифы для мазутных котельных дотируются из бюджета, поскольку они для населения очень затратные. Что же касается электроэнергии, то здесь как раз тарифы для физических и юридических лиц различны. Для населения они действуют в рамках уровней, установленных федеральной службой по тарифам, а для прочих потребителей, в том числе и юридических лиц, существует более сложное тарифное меню. Оно дифференцируется по уровню напряжения, по числу часов использования, по зонам суток. Это многоуровневая система, которая позволяет потребителю планировать свое энергопотребление, выбирая оптимальный тарифный план и график снабжения. Для прочих потребителей рост цен на энерготарифы будет несколько ниже, чем для населения. Это связано с планами федерального центра по постепенному отказу от перекрестного субсидирования. Дело в том, что на сегодняшний день тарифы для населения заметно ниже экономически обоснованных, а прочие потребители несут часть нагрузки за население, чтобы защитить его в условиях значительного роста тарифов.

Расскажите подробнее, что такое перекрестное субсидирование, чем оно невыгодно для предприятий? Когда должна произойти его полная ликвидация?

А. Г.:
Это стратегическое направление реформирования, разработанного федеральными властями, суть которого в том, что в среднесрочной перспективе никаких льготных категорий остаться не должно. Сейчас, как я уже говорила, население платит по тарифам меньшим, чем юридические лица. Таким образом, получается, что промышленный потребитель, доплачивает за население по тарифам, которые, по идее, для всех должны быть одинаковыми. По сути, это и есть перекрестное субсидирование.
Сейчас на федеральном уровне основное направление реформирования ЖКХ определяет переход всех потребителей жилищно-коммунальных услуг на экономически обоснованные тарифы. В системах водоснабжения и теплоснабжения эта цель уже достигнута. На очереди система электроснабжения. Однако в связи со сложной финансово-экономической ситуацией, программа реформирования претерпела некоторые изменения. Так, среднесрочный прогноз, который был принят до кризиса, предусматривал, что в 2010 г. тарифы на электроэнергию должны были вырасти на 25%. Как вы видите, в условиях кризиса эти прогнозы были скорректированы, и для населения тариф на электроэнергию снижен в два с лишним раза. Как мы поняли, общаясь с представителями федерального центра, стратегическая задача, в соответствии с которой население и прочие потребители должны платить по одинаковым тарифам, остается, но, видимо, сдвигается на более отдаленные перспективы.

Насколько установленные тарифы в Ульяновской области отличаются от тарифов в других регионах?

А. Г.:
Если сравнивать наш регион с другими регионами Приволжского Федерального округа, то, в целом, картина складывается достаточно типичная. По некоторые видам тарифов рост у нас заметно ниже, чем у других, по другим наоборот — несколько выше. Например, индекс роста тарифов на тепловую энергию у нас несколько выше, чем в соседних регионах ПФО. Причина — в региональных особенностях. В небольших населенных пунктах области все еще работают мазутные котельные, в которых производство тепла очень дорогое. В Ульяновской области реализуется программа газификации области, однако, она еще не завершена. В тех регионах, где смогли совсем отказаться от мазутных котельных, где уровень газификации населенных пунктов выше, темп роста тарифов несколько ниже, чем у нас.
В то же время, например, в 2010 г. рост тарифов на жилищные услуги составит лишь 12%, что является одним из самых низких показателей по ПФО, соответственно размер платы граждан за жилищные услуги в Ульяновской области самый низкий по ПФО – 9,59 руб./кв.м.



Текст: Ираида Мишина