Комитет городского хозяйства и транспорта, возглавляемый Валерием Духно, провоцирует очередной передел на рынке транспортных услуг. Выпущенное с его подачи Постановление о новых правилах проведения тендеров по поиску подрядчиков значительно упрощает процедуру вхождения на рынок, а также напрямую ударит по качеству услуг. Кто выпускает на рынок старые «газели» и зачем нужно уводить зарплату маршрутчиков в тень, выяснял корреспондент 73online.ru.

Еще свежи в памяти перестрелки в Заволжском районе Ульяновска, связанные с переделом рынка маршрутных услуг, а суета вокруг этой темы все не утихает. Кроме того, жалоб на недобросовестных маршрутчиков меньше не становится, транспортная ситуация в городе по-прежнему остается тяжелой. Об этом неоднократно говорил губернатор Сергей Морозов, последний раз достаточно жестко, например, в апреле текущего года: «Такого бардака, который творится с городскими перевозками, трудно представить. Не машины, а утиль! Двери не открываются, хамство. Что-то я не видел такого безобразия в междугороднем транспорте...А тут стрелки забивают, стрельба. Нужно смещать лиц, которые за это отвечают. Не хотят работать, будем их заменять законопослушным бизнесом».

Однако недавнее постановление «Об утверждении Положения о конкурсе на право выполнения регулярных пассажирских перевозок по маршрутной сети» Ульяновска, по всей видимости, не исправит былых ошибок и уж точно не решит проблем в «маршрутной» сфере. Более того, оно может их ещё и прибавить.

По сравнению со старым «Положением о конкурсе», которое было выпущено в августе 2010 года, изменения есть, но они довольно неоднозначные, особенно в пункте об оценках конкурсных заявок. Например, теперь будут учитываться показатели среднемесячной зарплаты работников участника конкурса. При средней зарплате свыше 29 тыс. рублей дается бонус в 100 баллов. Скорее всего, таких перевозчиков у нас в городе нет. Зато есть те, кто официально платит водителям от 10 до 14 тыс. рублей, что гораздо ниже среднеотраслевой зарплаты. И их к участию в конкурсе тоже допускают. Правда, балов дают поменьше. На вопрос о том, почему нельзя было прописать допуск к конкурсу только тех перевозчиков, которые платят официальную среднеотраслевую зарплату и выше, ответа нет. А из документа фактически следует, что происходит если не поощрение, то уж точно не порицание низкого официального заработка. Иными словами есть возможность увести зарплату в тень и не доплатить бюджету города.

Кроме того, вопросы вызывает пункт о средней вместимости транспортных средств, заявленных на маршрут. Несмотря на слова всё того же губернатора о том, что необходимо избавляться от «Газелей» и переходить на более комфортный транспорт, перевозчики с автобусами до 15 мест могут участвовать в конкурсе и даже получат 5-ти балльный бонус. Такой же бонус получают и владельцы «маршруток», средний возраст которых 5 или более лет. Конечно, за более новый и более вместительный транспорт бонусы ощутимее, но много ли его на улицах Ульяновска?

По словам Ивана Берлибо, заместителя начальника транспортного отдела Комитета дорожного хозяйства, подобный транспорт иногда нужен, потому что есть рентабельные маршруты, а есть наоборот - например, маршрут №72, который едет в п. Мостотряд. Действительно, большая «маршрутка» на этом направлении полностью заполняться не будет, однако такие вот исключения из правил мешают обновлению городского транспорта. Зачем напрягаться перевозчикам, если их и так допустят к конкурсу?

Главный городской «дорожник» Валерий Духно не смог прокомментировать неоднозначные изменения в «Положении», сославшись на занятость.

Кроме изменений в части оценок конкурсных заявок, в новом «Положении» есть и другие нововведения. Самые важные из них: в конкурсную комиссию теперь могут по согласования входить депутаты Гордумы, как пояснили в комитете, а краткосрочные договора (не путать с долгосрочными, которые заключаются по итогам конкурса) будут теперь заключаться на три месяца, а не год, как поясняют в комитете.

Однако оценить все прелести и эффективность нового положения о конкурсе на право выполнения регулярных пассажирских перевозок в Ульяновске можно будет лишь осенью этого года, когда пройдут первые конкурсы.


Алексей Ласнов