Минобр России подготовил новую концепцию учебника истории. Из учебников исчезнет само понятие «татаро-монгольское иго». Настаивают на этом ученые из Татарстана и лично вице-президент Академии наук Рафаэль Хакимов. Тот заявил, что в Казани «Золотая Орда считается империей, а Чингисхан не завоевателем, а реформатором», и с этим надо как-то считаться. Отныне это не иго, а «система зависимости русских земель от ордынских ханов».

Ульяновские татары приветствуют отмену «татаро-монгольского ига». Зампред Ульяновской областной татарской национально-культурной автономии, почетный гражданин области Рифгат Ахмедуллов поддержал идею отмены татаро-монгольского ига в школьных учебниках истории:

«Давно пора отказаться от этого. Никакого татаро-монгольского ига не было. А российское государство пошло от Золотой Орды.

Да и вообще меня всегда обижало это выражение - «татаро-монгольское иго». Вспоминаю свои школьные годы, когда на уроках приходилось краснеть за это. Эта какая-то дискриминация. Все же воевали, чего об этом говорить бесконечно, педалировать это. История должна объединять, а не разделять».

Создать новый учебник в феврале 2013 года поручил Владимир Путин. Разработка учебника ведется под руководством спикера Госдумы, председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина. К 1 ноября концепция учебника ляжет на стол Президента.

Одна из декларируемых целей нового учебника - исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России.

Переписывать историю - одной из любимейших российских занятий. Но при всей иронии ситуации, положение дел в практики преподавания истории изменить не так просто. По словам исследователя из Центра независимых социологических исследований Оксаны Карпенко, в школах преподают вместе с историей - расизм, национализм и нетерпимость.

В российских школах происходит постоянное воспроизводство расистских практик, в том числе, через тексты учебников, которые содержат «дискриминационное» знание о других культурах. «Расизм можно проиллюстрировать на примере использования в учебниках понятия «народ». В школьных учебниках категория «народ» используется как универсальная: она относится к политическим, культурным и расовым сообществам. Ученики оказываются преисполнены уверенности в том, что, например, особенности физической внешности индивида позволяют им осмыслять его культурные отличие. Такие явно расистские интерпретации предлагаются школьникам в качестве естественных и базовых. В учебниках не ставится под вопрос объективный характер существования этносов», - отмечает Карпенко.

Сергей Красильников

фото с сайта retrobazar.com