Ощущение, что с отставкой г-жи Мурдасовой в Ульяновске кончилась и сама культура. Казалось, вчера сама природа решила «подыграть» устроителям V Международного фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души», разразившись под занавес дня серым, скучным и навевающим вселенскую тоску дождем. Форум был юбилейным, и его закрытие ожидалось как минимум не менее позитивным, чем открытие неделю назад. Но не случилось. Министра сняли с должности. Основные звездные гости разъехались. Пафоса и ковровой дорожки перед входом в БЗЛМ не было. Инициатор фестиваля губернатор Морозов был явно не в духе. Сказанное со сцены в ряде случаев вызывало недоумение. В общем, субъективно 73online.ru показалось кисло...

Саму церемонию вели обладатель приза за лучшую мужскую роль за образ хорошего и доброго фашиста в фильме «Я оставляю вам любовь», российский актер сербского происхождения Петар Закавица и звезда театра и кино, дочь своей знаменитой матери Анна Терехова. Наш портал поинтересовался у Анны, как себя чувствует ее звездная матушка, получившая в прошлом году приз «За вклад в кинематограф» топового столичного кинофестиваля «Московская премьера». И выяснил, что Миледи из культового советского фильма о мушкетерах, любимая актриса Андрея Тарковского не слишком ценима в своем Отечестве.

- Эту награду маме вручили в день ее 70-летия, — рассказала Терехова-младшая. — Она даже сказать ничего не смогла от волнения. Потерял дар речи и зал, когда узнал, что маму наградили первый раз в жизни. До этого в России у нее не было ни одной кинонаграды. Еще одна странность — далеко не все в зале встали поприветствовать ее, не узнали...

Зачем оскорбили советских учителей?

Героиней «От всей души» в номинации «Лучшая женская роль» стала Юлия Рутберг, сыгравшая малопривлекательную советскую педагогиню в фильме «Частное пионерское». Получавший за актрису приз режиссер картины Александр Карпиловский произнес со сцены в числе прочего и не совсем тактичную фразу: «Сама Юлия Ильинична говорит, что сыграла в нашем фильме такую су...у. Это такой собирательный образ всех учителей Советского Союза».

Приз зрительских симпатий, хоть и заслуженно, но в нарушение фестивальных традиций, когда награждаются в основном фильмы, получил звезда «Доживем до понедельника» и «Ширли-мырли» Юрий Чернов. Странной показалась и номинация «Приз прессы», победу в которой взял невнятный анимационный фильм из Голландии «Фаруза». Наш портал поинтересовался у организаторов: «Кто та пресса, которая сделала такой выбор, учитывая, что на московских журналистов-киноведов в этом году не хватило денег, а местных особо и не опрашивал никто?» Ответ по секрету одного из устроителей форума особой ясности не внес. Оказалось, что судьбу «Приза прессы» решили трое: известный и уважаемый фотограф из Москвы Сергей Иванов и двое — журналистка и оператор — с Первого канала, которые добрались-таки до Ульяновска.

В прошлый раз 73online.ru уже упомянул о некоторых минусах в организации фестиваля. К закрытию к ним добавилось еще несколько. Главным образом отсутствие надлежащей рекламы. Из-за этого на презентацию конкурсного фильма «Тайна Егора» в заволжский кинотеатр «Крылья» пришло 0 человек. Представлявший картину Александр Вдовин на следующий день покидал Ульяновск обескураженным и заметно обиженным. О слабости этой стороны организаторов фестиваля с иронией и сарказмом говорил со сцены во время церемонии закрытия один из «вручантов», сценарист, режиссер и продюсер еще одной конкурсной картины «Поручик Ромашев» по повести Куприна «Поединок» Игорь Черницкий:

- На премьере нашего фильма в театре кукол было аж 15 человек. Реклама такая — анонс размером с тетрадный листок повесили, когда я уже приехал представлять свою работу. Зато в другой раз в зале было битком детей до 14 лет. А у меня в фильме — смачная такая эротическая сцена, где актеры работают от души. Подросткам, наверное, понравилось...

Зато вместо больших афиш с фильмами окна БЗЛМ украсили гигантскими баннерами с улыбающимися голливудскими улыбками семьями из заграничных журналов. Кстати, в первый день фестиваля там висели портреты реальных ульяновских многодетных семей. Но поступило негласное распоряжение из дома на главной площади — снять! Видимо, кому-то из руководства лица земляков показались недостаточно довольными и счастливыми...

Ольга Прокофьева: «В «Моей прекрасной няне» меня могло и не быть»

Остался практически незамеченным и визит в наш город звезды сериала «Моя прекрасная няня» Ольги Прокофьевой, посетившей Ульяновск в канун своего золотого юбилея. Наш портал выяснил у Ольги Евгеньевны, что это второй ее визит в наш город. Первый случился лет двадцать назад в составе тургруппы во время путешествия на теплоходе по Волге. Актриса рассказала нашему порталу:

- 20 июня, в день своего юбилея, буду играть на сцене Московского театра имени Маяковского, в котором служу уже более 25 лет, премьеру спектакля «Дядюшкин сон» по Достоевскому, где я играю главную женскую роль Марьи Александровны Москалевой. А потом будет большой и трогательный праздник для огромного количества моих друзей, которые хотят меня поздравить. И для коллег по театру, которые тоже готовятся к поздравлениям. Праздник с танцами до утра. Я люблю танцевать. И вообще не скрываю, что мне 50 лет. Чувствую себя очень комфортно и очень молодо в этом чудном возрасте. Считаю кокетством, когда многие мои звездные коллеги говорят, что хотели бы уединиться ото всех в свой день рождения и выключить мобильные телефоны. Актер не может быть настолько интровертом. Праздник должен быть праздником...

Уже пять лет прошло с окончания «Моей прекрасной няни», а поклонники все еще помнят меня по этому сериалу. Моя Жанна Аркадьевна в этом проекте — образ собирательный. Мне приходилось встречать много таких женщин из советского прошлого, ищущих себя в новом времени, пытающихся вписаться в него. Но только на съемочной площадке сериала я поняла, насколько они могут быть смешны. Роль Жанны Аркадьевны для меня — как раз тот самый актерский Его Величество Случай. Мы с семьей только вернулись из отпуска из Греции. Только перетащили чемоданы через порог дома — как раздался телефонный звонок. Приглашают на беседу относительно моих проб в «Няню». А мне лениво даже из дома выходить, сил нет. В последний момент беру себя в руки, крашусь, наряжаюсь и еду. И меня утверждают. Могла бы и не поехать. И «Няни» бы не было в моей жизни...

Не все Сергею Безрукову «масленица»...

Главный приз фестиваля «За лучший фильм» взял режиссер из Грузии Георгий Параджанов за драму-воспоминание «Все ушли». История о том, как после долгого отсутствия человек приезжает в город, где он жил в детстве после гибели родителей с бабушкой и дедушкой. Никого уже нет в живых, и главный герой погружается в воспоминания. Племянник легендарного Сергея Параджанова до этого представлял свою работу в рамках Русского павильона на престижных кинофорумах в Каннах и Венеции. «Все ушли» был отмечен на прошлогоднем ММКФ, становился лауреатом известных российских кинофестивалей «Окно в Европу» в Выборге и «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Был отмечен премией кинокритики и кинопрессы России «Белый слон». И вот теперь Гран-при в Ульяновске, где трогательная картина, жанр которой сам режиссер определяет как «магический реализм», стала самым ярким и сильным впечатлением. Какое место в ряду его наград занимает полученная на «От всей души»? Об этом наш портал спросил самого Георгия Георгиевича.

- Не верьте режиссерам, которые говорят, что им наплевать на кинофестивали. Это лукавство. И уж совсем суперлукавство, если кто-то из моих коллег скажет, что снимает кино для себя. Я рад и счастлив, что мой фильм признают в России. И здесь в Ульяновске — тоже. Русская земля для меня не пустой звук...

- Сейчас вы работаете над новый игровым фильмом о легендарном цирковом артисте Леониде Енгибарове. Главную роль не Сергей Безруков будет играть? Он же у нас сейчас специализируется на известных личностях в отечественном кино...

- Нет, не Безруков точно. Я даже пока еще не делал пробы на главную роль... Кстати, и Высоцкого в моем фильме не будет, хотя они, как известно, и дружили. Я слишком уважаю Владимира Семеновича, чтобы делать на него еще одну кинопародию. Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» не видел и не хочу смотреть. Сейчас снимают про всех. Американцы про Эйзенштейна, в Киеве про моего дядю. Бред! Надо же понимать, что, когда и про кого можно снимать, или еще не время...

- Но вы вот признались, что хотели бы снять фильм про Муамара Каддафи. Для него время пришло?

- Думаю, да. И не только потому, что он — великая личность. Но он уже в большей степени принадлежит истории. Главное ведь придумать идею и образ. Без этого и браться не стоит. Каддафи как просто безобразный маньяк никому уже неинтересен.

На закрытии «От всей души» церемония должна была закончиться именно фильмом «Все ушли». Но сразу после официальной части большая часть вип-гостей потянулась из зала в сторону ресторана на банкет. «Вот и «все ушли», — горько пошутил кто-то из коллег.

Егор Кончаловский — «мажор» из «банды»: «Меня Америкой разлагали...»

Еще один культовый российский кинорежиссер из известной династии Михалковых-Кончаловских приехал в Ульяновск всего на пару дней. Представил в конкурсной программе фестиваля свою новую работу «Возвращение в А» — странный фильм о таком далеком, как показалось, для гламурного Егора Кончаловского Афганистане. Народу понравилось, жюри, судя по нулевой реакции на церемонии закрытия, — напротив. Сам Егор Андронович во время творческой встречи со зрителями в БЗЛМ косвенно подтвердил информацию о своем окончательном разводе с актрисой театра и кино Любовью Толкалиной: «Я уже давно живу с мамой». И похоже, мама режиссера, известная советская киноактриса Наталья Аринбасарова пристально бдит за сыном. Поскольку, вырвавшись из-под материнской опеки, Егор в Ульяновске загулял. Считать «дринки» режиссера оказалось делом утомительным и хлопотным. К моменту нашей аудиенции в сыне легендарного режиссера Андрона Кончаловского и внуке культового литератора Сергея Михалкова «плескалось» не менее семи раз по 50 граммов вина, коньяка и виски.

- Когда я учился в советской школе, мой папа увез меня в Америку. И там стал меня ей разлагать... Вообще, по образованию я не режиссер. Я — искусствовед. Причем не очень хороший. В большое кино пришел не сразу. В 1990-х годах вернулся в Москву и стал заниматься рекламой. Снимал ролики про прокладки, шоколадки и прочее. Меня возил нанятый водитель. И однажды на заднем сиденье его автомобиля я обнаружил роман Корецкого «Антикиллер». Перелистал несколько страниц и спрашиваю: «Что ж ты читаешь такую дрянь?» Но книжку с собой забрал. Прочитал полностью. И снял одноименный фильм...

Американская мечта — это ипотека. Это – безудержное потребление и жизнь в долг. В России нет собственной мечты, и мы вынуждены поглощать американскую модель, которая диктуется нам, как федеральным телевидением, так и с экранов кинотеатров. Кино — это последняя ступень в борьбе за нравственность. Чтобы исправить ситуацию, наше кино нужно всячески защищать. Сейчас в нашей стране кинематограф и телевидение подчиняются законам глобализации. Телевидение вообще предлагает нам то, чем оно нас считает...

Я убежден, что фильм «Возвращение в А» — это лучшее мое творение. Хотя, если запустить его в российский прокат, он... провалится. Сейчас зрителю ничего не интересно. Иначе чем объяснить, что он не идет на русское кино? Кассовые сборы — ужасающие. Сергей Соловьев не может пристроить в прокат свою «Анну Каренину», но наш зритель выбирает голливудскую экранизацию романа Льва Толстого с Кирой Найтли... Что касается меня, то есть несколько известных фильмов, режиссером которых должен был быть я. Из последних — нашумевшая «Легенда №17» о Валерии Харламове. Права на этот фильм продавали шесть раз. Один раз предлагали мне, но я все проворонил. Я и сериал «Есенин» с Безруковым должен был снимать, и фильм «Охота на пиранью» с Владимиром Машковым. Торможу...

Я люблю своих родных. Деда Сергея Владимировича Михалкова, отца, маму, дядю Никиту Михалкова, свою 12-летнюю дочь Машу, многочисленных сводных и двоюродных братьев и сестер — всех без исключения Михалковых, Кончаловских, Двигубских. Мы — «банда». Горжусь тем, что принадлежу к такому мощному клану. Про меня все известно: мажор и есть мажор. Когда наезжают на Никиту Сергеевича Михалкова, например, то это выпад и в мою сторону...

Самые яркие впечатления детства? Мне четыре года, я провинился, отец несет меня на плече домой, где наказание неминуемо и неотвратимо. А я ору ему со всей мочи: «Пусти, дурак!» Или путешествия с дедом на машине с дачи в Москву, когда всю дорогу играла одна и та же песня «Тум балалайка». Однажды я не выдержал и спросил: «Дед, а у тебя в машине что, другой кассеты нет?» Сергей Владимирович очень удивился: «А что, может быть другая музыка? Я думал, что для этой машины только эта кассета подходит...» Первое детское впечатление от нашего советского фильма «Всадник без головы». Я был так впечатлен, что даже громко пукнул на весь кинозал, чем испортил впечатление от просмотра и себе, и остальным зрителям...


Артур Артемов,
Иван Собакин