Культура
10.04.2013, 14:14
 512  

Светлана Баскова: «Пора нести ответственность за себя и за страну»

В 1999 году Светлана Баскова (не путать с первой экс-супругой популярного эстрадного тенора Светланой Шпигель-Басковой) сняла по своему сценарию фильм «Зеленый слоник». Трэш-арт-хаус от молодого режиссера многие до сих пор считают гремучей смесью гомосексуализма, копро- и некрофилии и садизма. Российская кинокритика писала о фильме: «В узких кругах любителей эта жесткая и жестокая антимилитаристская притча снискала реноме самой омерзительной в истории русского кино, но запрещать его бессмысленно уже потому, что из-за рвотных порывов еще никому и ни разу не удалось досмотреть его до половины». А в австрийской Вене «Зеленый слоник» стал в 2006-м фильмом года. Сама Светлана, которая позиционирует свою работу как «вскрытие табуированных зон», на днях представила в Ульяновске свой новый социальный игровой кинопроект двухлетней давности «За Маркса!..». 73online.ru не упустил шанса пообщаться со Светланой Юрьевной.

Между «Зеленым слоником» и своим крайним фильмом Светлана Баскова сняла еще несколько не оставшихся незаметными среди российских киноманов картин: историю двух странных уборщиков московского бара «Пять бутылок водки», ставшую дипломантом «Киношока»; черную, но лирическую комедию «Голова» — парафраз на тему «Руслана и Людмилы», — где главный герой по всем вопросам советуется с торчащей из земли бомжеобразной башкой; исследование о современном гении, поглощенном коррупцией, плагиатом и завистью - «Моцарт».

Берегите мужчин!

- В советское время кинорежиссура разделилась на мужскую и женскую. Обе заспорили на тему, кто круче, то бишь ближе зрителю. Как с мужской и женской режиссурой, на ваш взгляд, обстоят дела сейчас?

- Скажу честно, гендерные проблемы в кинорежиссуре меня никогда особо не волновали. Я всегда была независимым режиссером, не принадлежавшим ни к женскому, ни к тем более мужскому лагерю. Тут вопрос стоит по-другому: либо мы делаем хорошее кино, либо не делаем его. Конкуренция между мужским и женским кинематографом может быть только в одном: создал ты произведение искусства или нет. И для истории, вечности абсолютно все равно, женщина ты при этом или мужчина. Как, впрочем, и для зрителя, по-моему. Культивировать иное отношение к фильмам, снятым режиссерами-женщинами, — этот феминизм может завести черт знает куда. То женщины выступают против мужчин, то потом рыдают оттого, что не могут их обслуживать в хорошем смысле этого слова. Обслуживать мужчину для женщины должно быть приятным занятием. И вдруг общество начинает ей диктовать: нет, так нельзя... А я считаю, что смысл и главное удовольствие в жизни русской женщины - в любви к своей семье и в заботе о своем мужчине.

- А как, по-вашему, почему сегодня женское кино — ваше или той же Валерии Гай Германики, в меньшей степени Ренаты Литвиновой и Веры Сторожевой — зачастую жестче, злее и в чем-то даже агрессивнее и циничнее кинематографа для мужчин и от мужчин?

- Сравнивать себя и тех, кого вы назвали не могу. Даже гипотетически. Это будет неэтично и неприлично. Возвращаясь к тому, о чем я начала говорить, женщине, чтобы помогать мужчине, нужно больше его чувствовать. Быть в большей степени интуитивисткой. Вот женщины и помогают своим коллегам-мужчинам в кино таким образом. Пусть мужчины-режиссеры будут интеллектуальнее, пусть культивируют свой огромный творческий и житейский потенциал. Наши мужчины и так недостойно, считаю, унижены. Предыдущие десятилетия, когда им приходилось быть суперсильными, подорвали наших мужчин. И теперь наше женское дело помочь большинству мужчин, которых власть опустила до такой степени, что они себя порой и людьми-то не ощущают. Цель женщины — по возможности пробудить в наших мужчинах чувство собственного достоинства и вернуть им уважение к самим себе. Вот женщина и рубит с плеча. Нам сегодня, как никогда, надо уметь коня на скаку останавливать.

- Не получится ли, как у Наума Коржавина: «А кони все скачут и скачут, и избы горят и горят»? Этак вы нас разбалуете. Сядем вам на шею и вперед, дорогие женщины...

- А вот не надо только нас и себя недооценивать, дорогие мужчины. Мы ведь тоже пару-тройку коней остановим, каких надо, а дальше вы сами знаете, чего надо делать. Мужчины же при всем при том продолжают о нас заботиться...

- Евгений Лукашин из рязановской «Иронии судьбы...» говорит: «Я — хирург. Мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом они чувствовали себя хорошо». По многим вашим фильмам складывается ощущение, что это и ваш принцип тоже. Или я не прав?

- Я на подобное даже не претендую. У нас же совсем другая профессия. Хирург спасает тело и лечит душу, занимается самопожертвованием по ситуационной необходимости. Режиссер же хочет - делает это, а не хочет — не делает. Тут все зависит только от гражданской позиции. Хороший хирург - в большей степени жертвенная профессия, чем хороший режиссер. А в моем случае многое случается по причине отсутствия социальных институций. Если бы они были, я не снимала бы социальное кино. Я бы снимала про любовь, например.

Кроме крена в капитализм в России никаких реформ

- В вашем «Зеленом слонике», уже названным «самым грязным фильмом минувшего тысячелетия», шока хватает с лихвой. Гауптвахта. Два офицера, беседующие о сексе и фекалиях. Убийство капитана и совокупление с трупом. И на титрах безмятежный сон среди окровавленных тел. Согласитесь, вполне логичны вопросы «Зачем?» и «Что интересного во всем этом вам — женщине?»

- У меня не было выбора, по большому счету. То есть выбор, конечно, есть и он колоссален. Но только не у художника, когда он создает художественное произведение. Ничего не сделать в искусстве, если автор не уверен в себе, если вы понимаете, о чем я. Собираешься что-то сделать - будь деспотичен. Тогда уверенность в себе сама выберет за тебя место, ситуацию, предлагаемые обстоятельства происходящего. Единственно необходимые здесь и сейчас. В конце 1990-х для меня были очевидны и гауптвахта, и все разговоры главных героев, и их порой не совсем симпатичные поступки. Все шло от социально-политических и личностных противоречий того времени и нашей страны того времени. Больше нигде и больше никак события «Зеленого слоника» происходить не могли. В этом смысле я отвечаю за каждое свое слово. За каждый кадр. Многое из снятого тогда материала стоило мне и актерам чудовищных усилий, но при окончательном монтаже безжалостно вырезалось как лишнее и ненужное.

- Представленный вами в Ульяновске фильм «За Маркса!..» социальнее всех ваших предыдущих работ. На временном изломе между социализмом и диким капитализмом простые рабочие ищут возможности защитить свой труд и свое достоинство и создают рабочий профсоюз в условиях абстрактного финансово-экономического кризиса. Согласны ли вы с лукавым утверждением российских властей, что в основе любого социального катаклизма — в первую очередь кризис человеческого фактора?

- Я не политический деятель. Я даже не очень во всем этом разбираюсь. Но твердо убеждена, что одна из главных причин любого финансового кризиса — сама капиталистическая система производства и товарно-денежных отношений. Об этом еще Карл Маркс писал. Сейчас к нему возвращаются и перечитывают. «Капитал» Маркса, а не Донцову и Брауна читают нынче даже в московском метро. Там все понятно объясняется и про кризис, и про отсутствие политических институций. И про ту единственную реформу, которая случилась в нашей стране в последнее время. Нам все время говорят о каких-то реформах. Но, кроме резкого крена в капитализм, я других реформ в России не заметила что-то. И интуитивно с этим придется смириться и как-то пытаться с этим жить. Чтобы выплыть, нам необходимы гражданское общество и социальные фильтры. Не хочу говорить о революции, но не могу не видеть, что люди уже очень устали. И власть в данной ситуации делает так, чтобы народу было, что терять. Чтобы не допустить крайностей.

Оппозиция либеральна. Как и власть.

Почему бы им не слиться в экстазе?..

- Вы на сегодняшний день самый яркий пример становящихся общим местом взаимоотношений художника и власти. Субъективно, должен ли художник сегодня долбать власть?..

- Есть разные пути взаимосуществования. Если я хочу сделать что-то полезное для моей страны и живущих в ней людей, ради справедливости, наконец, мало ли какие «выразительные» средства понадобятся мне для этого. Я думаю, что, если из российского кино не уйдут настоящие мастера, социальных фильмов в России в ближайшие годы будет сниматься все больше. Главное, чего нам не хватало в нашем кино до сих пор, — это гражданской ответственности. Надо попрощаться раз и навсегда с постмодернизмом, когда все ценности нивелируются за счет плохо скрываемой иронии. Шуточки заканчиваются. Наступает пора нести ответственность за себя и за страну, высказываться прямо и по существу, говорить то, что думаешь на самом деле. Реализм жесток. В том, что народ — быдло, наши власти действительно искренне убеждены. И смерти десятков тысяч людей там наверху даже не заметят, если это напрямую не коснется их карманов.

- Выход в уходе в оппозицию?

- Ну... Как бы не так?.. Оппозиция в России нынче безответственна и либеральна. Власть тоже либеральна. И мне, честно говоря, непонятно, чего они не соединяться никак в поцелуях взасос и в экстазе любви. Не вижу разницы между Кремлем и оппозицией. Она же без Путина пропадет, загнется. А Путин без них... В провинции, кстати, оппозиция более организованна. За МКАДом оппозиционеры никому из своих не позволят оказаться даже под домашним арестом, не говоря уже о тюремной решетке. Они знают законы и не идут в обход действующего законодательства. Провокации невозможны. В Москве все анархически стихийно. Инфантилизм оппозиции в центре поражает: плохой президент, перевыборы. А один из оппозиционеров в глубинке сказал мне: «Нам все равно, кто президент, важнее, какие реформы идут в стране». Есть в этом народная правда, с которой не поспоришь.

Немедийность позволяет жить спокойно

- Почему-то вас проще представить отдыхающей на дачном участке в ближнем Подмосковье, чем на модных курортах...

- Не угадали. Я реально отдыхаю в гостиницах во время поездок по стране. Прекрасно высыпаюсь на одноместной гостиничной кровати. Это специфика моих мозгов — я не умею по-настоящему отдыхать. Для меня проблема заставить себя не думать. И еще брать на себя ровно столько, сколько я могу унести. А еще я отдыхаю на массажном столе во время коротких массажей спины. За границу выбираюсь в основном по работе. Правда, недавно в Германии мне удалось увидеть полотна Хольбейна и понять, насколько кино проигрывает визуальному искусству живописи.

- К медийности вы, стало быть, не стремитесь?

- А что такое медийность? Я много езжу по стране, общаюсь со зрителями. И мне даже в голову не придет спросить: «А чего это вы со мной не фотографируетесь?» Для меня это странно. Амбиции «торговать лицом» у меня отсутствуют. Мне понравилось, как Олег Табаков в одном из недавних интервью сказал: «Надо «торговать лицом»? Без проблем! Но надо понимать, ради чего...» Мне не надо больше славы и популярности, чем у меня есть. Я знаю по актерам, которые у меня снимаются, насколько это неподъемная ноша — узнаваемость. Моя немедийность, во всяком случае, позволяет мне жить спокойно. И спокойно заниматься своим делом. Хотелось бы разве что попасть со своим фильмом на Первый канал в программу Александра Гордона «Закрытый показ». Но знаете, при всей внешней демократичности этого телепроекта, там все на самом деле так непросто...

- Следующий ваш фильм тоже будет социальным?

- Хотелось бы отдохнуть. И снять историческое кино. Меня сейчас очень интересует русский князь Василий II Темный и его время.

Артур Артемов

Читайте также
14.12.2018, 16:45 На ж/д вокзале завтра будет весело: фирменный поезд «Ульяновск» празднует юбилей
14.12.2018, 13:29 Построят новые школы и сделают капремонт. Депутаты приняли бюджет Ульяновска
14.12.2018, 13:30 Счетная палата "насчитала" Ившиной нарушений на 19 млн рублей
14.12.2018, 11:01 Ульяновск ухудшил свои позиции в экологическом рейтинге
14.12.2018, 10:00 Новым главой Ленинского района выбран полковник Анатолий Анюров
Поделись новостью в социальных сетях
Комментарии (3)
Сортировать комментарии по рейтингу, показывать все комментарии

Отправить
Популярные новости
О проекте Редакция Сообщить новость Архив новостей Подписка Условия перепечатки Реклама на сайте Контакты
Политика об обработке персональных данных (doc)
Все права на статьи, схемы, материалы и фотографии, размещенные на сайте, принадлежат редакции,
интернет-ресурсам или физическим людям, которые указаны в описаниях.
Все не авторские статьи редакции, фото и материалы имеют ссылку на первоисточник, за которыми сохранено авторское право.
Перепечатка материалов сайта разрешена при условии письменного согласия редакции и/или автора статьи, материала, фотографии.
Разработка сайта - dv.studios
73online.ru
© 2008-2018. "Ульяновск онлайн", www.73online.ru, 18+
Учредитель: ООО "Симбирское Информационное Бюро". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-36684" от 29.06.2009 г. выдано Роскомнадзором.
432017, г. Ульяновск, ул. Карла Либкнехта, 24/5А, строение 1, оф. 91, БЦ «Симбирск»
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Наверх