Профсоюз димитровградского завода ДААЗ грозит уже в ближайшее время начать забастовку. Несмотря на все заверения региональных властей создать на базе предприятия индустриальный парк, рабочие предприятия не верят в светлые обещания чиновников. Раздробенное на ООО-шки предприятие, сегодня оно принадлежит ОАО «Объединенные автомобильные технологии», основными акционерами которого являются четыре фирмы, зарегистрированные на Кипре. Предприятие лихорадит не только с заказами. В середине марта противостояние трудового коллектива завода с руководством достигло критической точки. Прошло три недели, а на ульяновском автоагрегатном ситуация нарастания «тихой революции» в судебном порядке стала еще более критической. Теперь, убеждены в профкоме ДААЗа, она, как никогда, близка к социальному взрыву.

Между тем в Новоульяновске работникам карьероуправления крупного предприятия «Евроцемент Групп» вовсе отказано в организации профсоюза, который может хоть как-то защитить права рабочих. По сути, то, что происходит сегодня на двух крупных предприятиях – нонсенс для тихой Ульяновской области. Наш материал – о борьбе рабочих за свои права. За право работать и получать достойную зарплату.

Осенью 2012 года профком ДААЗа собрался на отчетную профсоюзную конференцию. Работники предприятия тогда потребовали от своего руководства в первую очередь ясности и прозрачности относительно зарплаты и сохранения рабочих мест в связи с предстоящей на заводе реорганизацией. В случае, если вопросы трудового коллектива останутся без четких и конкретных ответов, заводчане во главе с профкомом были готовы пойти на крайние, радикальные меры вплоть до акций протеста. Озабоченность рабочего класса добивающегося «безусловного выполнения коллективного договора в части сохранения рабочих мест, выплаты заработной платы, улучшения условий труда, продолжать работу по повышению уровня заработной платы» понятна. Равно как и озабоченность профкома сохранением гарантий уже работающим сотрудникам предприятия — как экономических, так и социально-трудовых. Председатель профсоюзного комитета завода Владимир Безруков тогда признавался 73online.ru, что зарплата на предприятии «не ахти какая»:

- От аналогичных общероссийских показателей отстаем процентов на пятьдесят. Повышения случаются ежегодно и ежеквартально. Но не теми темпами, с учетом официальной инфляции.

Председатель цехового комитета ДААЗа Юрий Руднев был еще конкретнее:

- Сегодня мы по уровню заработной платы на последнем месте в ПФО. Когда-то на нашем предприятии зарплаты были достаточно высокими. Сегодня средняя зарплата у нас - 16 тысяч рублей. Вроде бы немаленькие деньги. Но если плюсовать с зарплатой руководства, то работяги на руки получают всего 9-12 тысяч. И это пятый разряд, ведущие специалисты. Как им жить в условиях новых платежек с тарифами ЖКХ, которые растут в геометрической прогрессии? Слесаря и представители иных необходимых предприятию рабочих профессий покидают завод. Их можно понять, сегодня в частных фирмах они получат на порядок больше. И эта ситуация не сегодня назрела. Год копилось. Нельзя и дальше сидеть и ждать, когда все само собой рассосется. Этого не будет. Особенно на фоне выросшего числа разнообразных ООО и, как следствие, — управленческого аппарата.

«Не кошмарить бизнес»

Встав на защиту рабочих, Обком Ульяновской территориальной организации Профсоюза официально обратился к губернатору Сергею Морозову в связи, как было сказано в письме, «со взрывоопасной ситуацией на промышленной площадке ОАО «ДААЗ». Вот о чем в нем говорилось: «28 февраля состоялась конференция работников ОАО «ДААЗ», где были выдвинуты требования к работодателю, которые им были полностью отклонены. В соответствии с трудовым законодательством зарегистрирован и начат коллективный трудовой спор. 15 марта 2013 года завершила работу примирительная комиссия, созданная сторонами на равноправной основе. Результат — нулевой. Собственник взвешенно идет на противостояние с коллективом. Подписан протокол разногласий… Дальнейшая перспектива этого противостояния — забастовка. Все мы... представляем последствия для работников акционерного общества, региона в целом и собственника, в том числе, от проведения забастовки — это нестабильный регион, это предприятие-банкрот, это безработица и весь негатив, связанный с этим».

Обратил ли на это обращение внимание Сергей Иваныч Морозов, занятый более глобальными проблемами — Пластовской премией, да «войной» с писательницей Диной Рубиной — об этом история умалчивает. Революционная же ситуация на ДААЗе начала разворачиваться с интенсивностью разжатой пружины. Это видно из горячих новостей на сайте профкома ДААЗа.

Вот хронология этих событий:

2 апреля состоялись конференции трудовых коллективов ОАО «ДААЗ» и ООО «Димитровградский завод светотехники» (ДЗС). На повестке дня - один вопрос — принятие решения о проведении забастовки. В итоге 87-ю голосами «за» при четырех проголосовавших против и 26-ти воздержавшихся на ДЗС было принято решение объявить забастовку с семи утра 10 апреля и до полного удовлетворения требований трудового коллектива с предположительным количеством участников 800 человек. ДААЗ же дал работодателю последний шанс - принятие окончательного решения о проведении забастовки было перенесено на другой срок. Среди основных причин — случайное совпадение сроков возможного проведения забастовки со сроками начала модернизации нескольких линий на «АВТОВАЗе».

За два дня до официального начала забастовк представителям работников в примирительной комиссии сообщили: Ульяновский областной суд признал забастовку, назначенную на 10 апреля 2013 года на ДЗС незаконной и отложил ее начало на 15 дней.

В телефонной беседе 9 апреля старший специалист информационного отдела профкома, редактор газеты «Вестник Профсоюза», администратор сайта «ДААЗ профсоюзный» Юрий Шерстнев пояснил 73online.ru:

- Суд решил, что бессрочная забастовка причинит значительный материальный ущерб предприятию, что приведет к его банкротству. В связи с этим, поскольку предприятие является градообразующим для Димитровграда, на улицы могут одномоментно выйти около 1300 человек, что, мол, усилит социальную напряженность в регионе. Учитывая, что в Димитровграде находятся четыре исправительных колонии, выход такой толпы на улицу может привести к резкому ухудшению криминогенной и социальной обстановки в городе, а также, как написано в решении суда, «к нарушению общественного порядка и, как следствие, созданию предпосылок угрозы жизни и здоровья неопределенного круга жителей Димитровграда».

Между тем, как сказано на сайте профсоюзного комитета, в эти дни на ДЗС принимались незаконные действия по отношению к участникам конференции, принявшей решение о проведении забастовки.

«Мужики плачут. У них черные круги под глазами»

Юрий Иванович продолжает:

- Через 15 дней вряд ли что-то изменится. Скорее всего, всю текущую неделю суд будет заниматься тем, чтобы признать нашу забастовку и вовсе незаконной. Сегодня судебное заседание продолжается, и наши юристы тоже там работают. Но сегодняшние законы в России таковы, что меняются оперативно и словно только ради того, чтобы, как говорится, «не кошмарить бизнес». Трудовые коллективы в этой ситуации имеют все меньше и меньше прав. Мы, к сожалению, не в Германии или Турции, где можно за десять дней просто заявить о забастовке и спокойно ее провести. У нас же 40 дней бумажной волокиты и как результат — отказ. Мое мнение: происходит демагогическая трактовка российского законодательства. Только после решения суда по ДЗС мы можем принимать решение об аналогичной акции на ДААЗе. А суд вправе откладывать как неначавшуюся забастовку, так и приостанавливать начавшуюся акцию на 15 суток. Рабочие думают, что судья к такому варианту развития событий был заранее подготовлен... Ну, не будет забастовки, так произойдет социальный взрыв — все к этому идет. Нам до сих пор непонятно отношение к сложившейся ситуации Сергея Морозова. Несмотря на написанное еще в середине марта и переданное в его приемную письмо, губернатор так и не нашел времени, чтобы приехать, встретиться и поговорить с трудовым коллективом. Зато был широко разрекламирован недавний пресс-тур с участием заместителя губернатора области Александра Пинкова на площадку будущего индустриального парка, который является совместным проектом правительства области и нашей управляющей компании.

- Есть ли какие-то уступки со стороны руководства предприятия?

- Они смешны. Раньше в их бизнес-проектах вообще не находилось места для достойного повышения зарплаты рабочим. Сейчас мы реже слышим, что нет средств и нет возможностей. Было, например, предложение урезать финансирование множества статей коллективного договора, свести его до минимума по трудовому кодексу, а сэкономленные деньги пустить на увеличение зарплаты. То есть из одного кармана работника переложить деньги в другой его карман. Затем чуть ли не предложили заменить колдоговор соцпакетом. Опять же экономия. На прошлой неделе была четырехсторонняя встреча в Тольятт и (на высшем уровне сторон, противостоящих друг другу). Думали, будет толк. А услышали неофициальное предложение об «уступках»: оставшуюся часть индексации на сумму возможной инфляции Ульяновской области (5,8-6,4 процента в год) выплатить нам уже сейчас, упреждающе.

- Готовы ли вы уже сегодня на крайние меры, Юрий Иванович?

- Стихийно нечто подобное у нас в рабочей среде обсуждается. Люди делают "свои правильные" выводы об отношении к ним власти. Они не верят уже, что может что-то изменить даже вмешательство президента России... Крайние меры — это выходить на улицы и перекрывать движение автотранспорта? Это незаконно. Пикалево многому научило российскую власть. Через год после Пикалево депутаты Госдумы приняли закон, запрещающий перекрывать трассы. И что нам делать в этой ситуации? Баррикады не подходят. Митинговать можно сейчас только где-нибудь на пустыре. У нас суровые мужики плачут. У них черные круги под глазами. Они же вынуждены выживать, работать на двух-трех работах сверхурочно и в выходные, гробя свое здоровье за достойную зарплату. Они уже готовы взорваться. Мы в профсоюзе стараемся этого не допустить как можем. До последнего будем держаться за возможность решить проблему законными юридическими методами.

Нет профсоюза — нет проблемы!..

Юрий Шерстнев резонно замечает, что руководство ДААЗа надеется, что через 15 дней ближе к майским праздникам возмущение рабочих поугаснет. Тем временем, по словам Юрия Ивановича, доведенные до отчаяния работяги в поисках лучшей доли «пачками» увольняются с завода. Только по ДААЗу за 4 последние недели уволилось 66 человек, а принято н работу - 34. Некоторым удается устроиться в небольшие фирмы, где они начинают получать в полтора-два раза больше. Остальным уже невозможно жить на зарплату основного рабочего в 14,5 тысячи рублей. Вспомогательные рабочие получают еще меньше. Все это на фоне экстремальных условий труда: устаревшее оборудование, стареющее производство, другие факторы. А затянувшееся ожидание, что ситуация рассосется сама собой, выгодно руководству предприятия. Шерстнев сетует: «Нам говорили: потерпите годик-два. Сейчас говорят: еще год и будете сыты. Но кормить-то нужно и в пути к светлому капиталистическому будущему».

Театр абсурда.

Рабочим «Евроцемент Групп» запрещают создавать профсоюз

В Новоульяновске на одном из подразделений «Евроцмент Групп» ситуация не менее критична и доведена не только до абсурда, но и напрямую нарушает существующую Конституцию РФ. Рабочие предприятия, впрочем, как и абсолютное большинство новоульяновцев, видимо, настолько «любят» и «ценят» руководство своего градообразующего предприятия, что «прокатили» на минувших муниципальных выборах всю команду, представленную директорами, замами и топ-менеджерами. Их поддерживали лично Морозов и «Единая Россия». Причем, не только прокатили, но и решили бороться за свои трудовые права, создав профсоюз. Руководство предприятия, боясь раскачивания «лодки», отказало.

Чуть менее трех лет назад в процессе реорганизации ОАО «Ульяновскцемент» было разделено на два предприятия: ЗАО «Ульяновскцемент» и ООО «Ульяновское карьероуправление». В обращении сказано, что «с момента создания ООО «Ульяновское карьероуправление» работники столкнулись с фактами нарушения их трудовых прав, начиная с того, что, несмотря на реорганизацию ОАО «Ульяноявскцемент», работники были уволены по «собственному желанию», в то время как согласно п. 5 ст. 75 ТК РФ реорганизация предприятия не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.

Были зафиксированы и другие нарушения трудового законодательства». Чтобы защитить свои трудовые права, работяги из карьероуправления решили создать профсоюз. Кворум обнаружился быстро — из 87-и работающих на предприятии человек вступить в профсоюз изъявили желание 45. Поддержали рабочих и Ульяновская областная организация профсоюзов. Однако хозяева «Ульяновского карьероуправления» — компания «Евроцемент групп» в лице руководителя предприятия господина Чеботарева стали категорическими противниками «карьерной» первички. Служивой утверждает, что должностными лицами проводилась работа среди работников против создания профорганизации, были сорваны объявления о проведении собрания по созданию профсоюзной первички, рабочие получили отказ в предоставлении помещения для проведения профсоюзных собраний. Кроме того, каждого работника приглашали на беседу и требовали не вступать в профсоюз. В случае отказа угрожали увольнением как самим работникам, так и их родственникам. Наконец, в день проведения первого профсобрания был выставлен милицейский пост, чтобы не пропустить на территорию предприятия представителей областной организации профсоюза. В результате первую «сходку» первичка провела на территории... Новоульяновского рынка в окружении огурчиков-помидорчиков и свежемороженных птичьих тушек.

22 марта председатель региональной федерации организаций профсоюзов Ульяновской области Виктор Служивой направил письмо-обращение главному федеральному инспектору — руководителю Приемной Президента РФ в Ульяновской области Владимиру Козину с информацией о нарушении прав на свободу объединения работников в профсоюзы. У этого письма красноречиво говорящее название: «Как работодатель ООО «Ульяновское карьероуправление» борется с молодой профсоюзной первичкой. Гаранты на это пока никак не реагируют».

Борясь с беспределом, лидеры профкома «Ульяновского карьероуправления» обращались к губернатору Морозову. Писали письма в Центральную общественную приемную председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева. И все впустую. Молчит пока и Козин. А пока все молчат, глава регионального профсоюза работников строительства и ПСМ Анатолий Поляйкин скоро месяц как защищает социально-трудовые права рабочих в судах в попытке доказать нарушение конституционных прав граждан, прописанных в 30-й статье Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

Анатолий Александрович рассказал 73online.ru, что нет конца его поездкам в Ульяновский и Цильнинский райсуды, где рассматриваются претензии профпервички к работодателю. В Новоульяновске же свой судебный орган отсутствует. Видимо, не мытьем, так катаньем решается вопрос о конституционных правах человека в России в пользу тех, кому выгодно, по словам Юрия Шерстнева, «не кошмарить бизнес»...

Ну и напоследок представляем вам видеоролик, снятый на ДААЗе с участием профсоюзной молодежи

Николай Владимиров