Перед гастролями в Ульяновске популярная актриса театра и кино Лия Ахеджакова совсем расклеилась. Неважное самочувствие, температура. Чтобы максимально сократить количество разъездов, она решила время с четверга по воскресенье провести в нашем городе. Мужественно отыграла спектакль «Чокнутые королевы» на сцене ДК «Губернаторский». Съездила с ним в Сызрань, вернулась обратно в Ульяновск. И уже отсюда вчера отправилась в Москву. Все четыре дня актриса практически не выходила из номера в гостинице «Волга». Переживала «холодный» прием ульяновской публики, когда почти 50 человек ушли с «Чокнутых королев». Привыкшие к бездумному развлекалову земляки, увы, не поняли и не оценили по достоинству этого спектакля. Поэтому некоторое раздражение в разговоре с 73online.ru Лие Меджидовне простителен.

- Вы и антреприза — поговорим об этом?

- Я уже много раз об этом говорила. «Антреприза» — не бранное слово, если не относиться к ней, как к халтуре. В антрепризе в позапрошлом веке играли великие. В том, что сегодня это стало ругательством, — вина не только моих коллег, превративших антрепризу в зарабатывание денег на сомнительном драматургическом материале. Зритель российский также не избалован интеллектуальным театром. И, похоже, всех все устраивает. Кроме меня. В плохой антрепризе меня не будет. Но я готова «изменить» репертуарному театру, который тоже может быть плохим. По молодости я достаточно в таких спектаклях наигралась и нахлебалась.

Как Ахеджакова была курьими ножками и пугала гаишника

- Вы про ТЮЗ, работу в котором обычно вспоминаете лишь со знаком «минус»?

- Это был невыносимый период, когда ко мне надолго прилепилось амплуа «травести». Играла мальчиков и девочек, пионеров и пионерок. И сходила с ума. Казалось, что конца этому не будет. Когда Инна Чурикова уже играла Бабу-ягу, мне доставались лишь курьи ножки от избушки. Была, правда, чудесная роль ослика Иа-Иа. Это единственный случай, когда в рамках ТЮЗа я получила адекватную роль, конгениальную моему характеру и моей личности.

- Зато не так давно в фильме «Книга мастеров» саму Бабу-ягу вы все же сыграли...

- Да уж, «творческий рост» налицо. Но и об этой работе вспоминать мне не очень хочется. Казалось, что мы снимаем доброе детское кино вполне в духе фильмов Александра Роу, у которого Баба-яга — очень интересный, противоречивый и совсем не страшный персонаж. Но в первый же съемочный день я все поняла и ужаснулась. Мы актеры — люди иногда очень зависимые, и было поздно, я подписала уже договор. Это была засада. А посмотрев первые 20 минут готового фильма, я окончательно поняла, что вляпалась...

- В одном из последних интервью вы сказали: «Сейчас я очень несчастна! Огня нет у меня в глазах!»

- Все не так безысходно печально. Просто фраза вырвана из контекста. Возраст приносит дикое одиночество. Особенно если живешь в мире, где думать и чувствовать еще не разучились только на сцене, и то — единицы. А жизнь — как сон. Но я знаю, почему все именно так. Характер у меня паршивый — от того, что мне не нравится, я отказываюсь сразу и навсегда.

- Говорят, из сложной роли трудно выйти?

- Не из сложной, а из любимой, выстраданной. Особенно если еще идут репетиции. Такие персонажи не отпускают сутками, неделями, месяцами. Пока спектакль не сыгран года два-три. Потом все иначе. Отыграла — забыла.

- Несколько лет назад пришлось гостить за городом у вашей коллеги по кино и соседки по даче Аллы Будницкой. У вас по-прежнему один дачный домик на двоих?

- С возрастом я прониклась загородным отдыхом. Моя половинка нашей с Будницкой дачи — место, где я провожу все лето. Садить, поливать грядки, копать — это очень полезно и воодушевляет. Вкуснее собственноручно выращенных овощей ничего нет. А какие у меня там цветы... Штук сто разных видов. А когда на дачу приезжает муж, мое счастье удваивается. Я чувствую себя бесконечно слабой, хрупкой, но абсолютно защищенной, да еще и на лоне природы. Такое вот женское счастье на свежем воздухе. Был, правда, период некоторого неудобства. По соседству с нашей — дача покойного Саши Абдулова. И когда он был жив, его семейные тайны не давали вашим коллегам покоя. У нас напротив лес, так вот папарацци висели на каждой елке. Приходилось выходить и скандалить, «сбивать» их крепким словом. Хотя вообще-то я не ругаюсь.

- Вы все еще сами за рулем?

- А я уже не представляю, что может быть иначе. Мой джип «Мерседес» для меня не просто средство передвижения, а практически член семьи. Я, такая миниатюрная, за рулем этой махины выгляжу комично. И шутки друзей вроде «клоп в холодильнике» все еще в ходу. Однажды меня гаишник остановил. Весь напуганный такой. Ему показалось, что джип едет сам по себе, за рулем никого нет. Меня он просто не заметил... Я вообще люблю все свои машины, включая первые «Запорожец» и «копейку». Мне «за штурвалом» так же комфортно, как на сцене.

Как Владимир Путин хотел угостить Лию Меджидовну чаем,

и что из этого вышло...

- Лия Меджидовна, отдельный респект вам и низкий поклон от думающей части населения России за вашу четкую и разумную гражданскую позицию. Которая при этом ну никак не совпадет с позицией правящей элиты в нашей стране. Что за рок такой над Россией?

- Честно — не знаю. Знала бы, была бы где-нибудь близко к президенту нашей страны. Пока я далеко от него. Потому что не понимаю, почему многое в России в рамках законности, но за рамками человечности. Последний «закон Димы Яковлева» я не приму даже из чувства солидарности с большинством. Даже на уровне молчаливого согласия. Потому что не могу молчать, видя бездушие людей, чье мировоззрение ограничено Кремлем и коридорами Госдумы. Я все еще с наивностью Дон Кихота верю, что в плане гражданской ответственности, разума и интеллекта еще не все потеряно для России. Но вера как-то иссякает...

- Молва судачит, что именно ваша оппозиционность стала причиной отсутствия новых больших ролей в вашем родном театре «Современник», который очень любит глава государства.

- Отсутствие ролей в «Современнике» не может быть связано с моими публичными высказываниями, это не такой театр. Просто у двух последних спектаклей в «Современнике» с моим участием была непростая судьба. Они долго репетировались. Но от одного я в результате отказалась сама. Ничего не понимала, а играть с «холодным носом» не умею. Второй не вышел из-за болезни и ухода моей партнерши по спектаклю. Эти два случая на фоне моих удач на стороне в антрепризе сильно подмочили мою репутацию, а с ней и карьеру. Есть неизбежность: я актриса из «пожилых», подающих надежды. Вот уже много лет я — балласт для «Современника». Репертуарный театр — жестокий организм. Вот Лена Яковлева, очень хорошая актриса. Она была страшно огорчена простоем — годы уходят, а жизнь актрисы короткая. Леночка потеряла голос перед гастролями. Она сама была в отчаянии, она никогда в жизни не подводила театр. Театр же жестоко ее осудил, подняли СМИ, общественное мнение. Приперли к стенке. Выход у Яковлевой был один — уйти.

- Почему многие из ваших коллег по творческому цеху, раньше считавшие за честь быть в оппозиции к власти, теперь чуть ли не в очередь на поклон выстраиваются?

- Сама удивляюсь, как может интеллигенция не понимать, что происходит, как ее «разводят» на холуйство. Но большинство людей театра никогда не будут холуйствовать. Это я вам гарантирую.

- Вам же однажды представился случай объяснить свою позицию самому Путину?..

- Это был очень странный случай. Мне позвонили из кремлевской администрации и спросили: «Вас Путин чаем хочет угостить. Какие вопросы вы собираетесь задать Владимиру Владимировичу?» Я говорю: «А какое вы имеете право это спрашивать? Это мое личное дело». Не надо было так говорить. Мне резко ответили: «Президент должен подготовиться, чтобы ответить на все ваши вопросы...» И я сказала: «Предайте президенту, что я буду молчать, как рыба об лед...»

Иван Собакин

фото: peoples.ru