Кто сказал такую глупость, что власть не любит журналистов? В Ульяновске они очень даже ценимы и губернатором, и правительством: пиши о власти то, что она хочет слышать о себе, и карман самого лояльного журналиста в День профессионального праздника может потяжелеть на 100 тысяч рублей.

Мне нравится высокомерная откровенность местной власти: она не заморачивается даже хоть немного завуалировать для общественности цену морального холуйства будущих победителей. Правительство области, чьим постановлением вызван к действию упоминаемый конкурс, прямо говорит, что «поощряться» журналисты будут «за лучшее освещение деятельности губернатора и правительства Ульяновской области, социально значимых мероприятий, представляющих государственный и общественный интерес и направленных на позиционирование региона как динамично развивающегося субъекта РФ с привлекательными инвестиционными и инновационными возможностями».

Про «божью росу» действительно любят писать многие СМИ. Такие публикации хороши тем, что нет обратной связи: журналист над ними не думает, а читатель – не читает. Читатель просто пытается выживать в «динамично развивающемся субъекте», колотясь лбом о холодную батарею при получении очередной платежки из ЖКХ, покупая за 22 рубля 800-граммовую булку хлеба, листая предложения работать мерчендайзерами, охранниками, воспевателями косметических фирм, думая лишь об одном – куда свалить из региона с такими «привлекательными инвестиционными и инновационными возможностями».

Закономерным образом в последние годы ульяновская журналистика откровенно поделилась на две неравные части: одна (большая) предпочла бороться за «лучшее освещение деятельности губернатора и правительства», другая (меньшая по количеству, но не качеству) ушла в откровенный профессионализм. В стране, где 25 лет не проводилось съезда работников образования, говорить о профессионализме, вроде бы, некорректно – кто учит-то будущих «акул пера»? С уверенностью могу сказать, что уж точно – не ульяновские вузы, не селигеры и не местные школы юного журналиста. Навыки, которые есть у молодого человека, можно развивать и по-другому, если есть талант, совесть и желание писать правду. Стиль при наличии мысли может подкорректировать любой редактор, а вот видеть жизнь как она есть, может откорректировать только сама жизнь. Быть вхожим в коридоры власти – это большое испытание и для начинающего, и для маститого журналиста в России. У нас никак не приживется главное правило западных коллег: «Журналисты должны иметь возможность публично критиковать стремящуюся умолчать о чем-то власть. Политики должны бояться журналистов, а не наоборот». Даже Наполеон признавал, что «журналист – это чистильщик улиц, работающий пером». У нас же перья превратились в опахала, ветерок от которых доставляет клиенту блаженную негу.

Когда иные коллеги пинают меня за то, что и «сама, мол, получила немало наград от власти», с честной душой могу сказать – ни одной за «лучшее освещение деятельности губернатора и правительства». Я всегда получала награды за лучшие материалы только о людях, совершенно не имеющих точек соприкосновения ни с какой властью, достигающих чего-то не благодаря, а вопреки ей. Раньше людские судьбы хотя бы формально интересовали областную власть и региональное отделение Союза журналистов, сейчас власти интересна только она сама, любимая. Простой человек выпал из поля зрения журналистов, перестав «представлять государственный и общественный интерес». Зачем после этого удивляться резкому падению подписчиков, а значит – тиража? Неужели власть, а вместе с ней и журналисты, всерьез решили, что главное, почему читают газеты, смотрят ТВ, заходят на Интернет-порталы – это узнать о том, как прекрасно работают министры и чиновники?

У Карела Чапека есть такое наблюдение: «В редакции. «Тут вот сообщили, что найдено средство против бубонной чумы. Вы не знаете – наша партия за чуму или против?».

Кстати, правительство – вы бы поинтересовались своим постановлением о конкурсе: негоже, что у вас до сих пор в составе конкурсной комиссии «Журавлев Г.В. – министр искусства и культуры, Мартынова Н.Н. – директор департамента массовых коммуникаций, Матвеева В.В. – зам. директора, Эйхман Т.А. – член Общественной палаты»… Кто же на самом деле будет вскоре определять победителя ЕГЭ от власти: журналист чьей партии за чуму, а чьей - против?

Людмила Дуванова