Официально IV Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души» им. В. М. Леонтьевой закрыт в Ульяновске еще вчера. Но память об интересных встречах и назабываемых театральных событиях останется еще надолго. Сегодня наш портал продолжает делиться фестивальными впечатлениями.

Один из главных призов Леонтьевского кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса» получила Анна Тараторкина за главную женскую роль в последнем фильме молодого, талантливого и так рано ушедшего режиссера Сергея Говорухина «Земля людей». Сын своего не менее известного отца, создателя «Вертикали» «Место встречи изменить нельзя» и «Десяти негритят» – Сергей Станиславович не дожил всего двух дней до официальной российской премьеры своей новой картины. И не прадовался ее триумфальному шествию по кинофестивалям страны, в том числе и Ульяновскому.

Сергей Говорухин был еще и поэтом. Анна Тараторкина бережно сохранила его последнее прижизненное стихотворение, которое режиссер подарил молодой актрисе незадолго до своего ухода. Оно еще нигде не публиковалось. И наш портал стал первым, кому Анна позволила его напечатать:

Войной рожденные поэты не возвращаются с войны –

Мы между тем и этим светом отныне быть обречены.

Когда же нашу оболочку смиренный увенчает крест,

Вы не спешите ставить точку: мы будем там. И будем здесь...

Мы, круг смыкая, не уходим. Строкою прорастая в вас.

Нам в лист учетный пишут: «Годен. Отправлен временно в запас...»

Владимир Гостюхин:

«В Ульяновске у меня есть настоящий друг и любимая баня»

Звезда фильмов «Восхождение». «Хождение по мукам», «Генерал», «Сказ про Федота-стрельца», а также сериала «Дальнобойщики» приезжает на кинофестиваль имени Леонтьевой уже второй год подряд. В этот раз он представлял в конкурсной программе документального кино фильм своей соотечественницы, белорусского режиссера Галины Адамович «Инокиня», который взял главный приз в неигровой номинации. Нашему порталу Владимир Васильевич признался, что он – российский актер – оказался однажды в столице Белоруссии... по любви. И остался:

- Я просто влюбился, словно мальчишка, да так, что «крыша съехала». В Минске я встретил свою крайнюю любимую супругу Анну Пролич. Встреча с Анечкой кардинально изменила всю мою жизнь. Я оставил предыдущую семью и даже поменял московскую прописку на минскую.

- Вы влюбляетесь, судя по всему, не только в женщин, но и в города. Вон, в Ульяновске уже во второй раз...

- И в третий приеду. И в четвертый, и в пятый. Я очень влюбчивый. Я в жизни все время влюблялся и влюблялся. С Ульяновском особый случай. Одно время я стал разочаровываться на тему того, что мои фильмы никому не нужны. Здесь же нашел думающего и понимающего зрителя, для которого можно и нужно работать. И не только. Познакомился с милой барышней и очаровательным человеком по имени Маша. Она будущая актриса, учится в вашем университете. Мне редко с кем сразу становится хорошо. С ней тот самый случай. Благодаря ей я во многом узнал и полюбил ваш город, его жителей. У Машеньки большое будущее. И у меня тоже, пока у меня есть такой друг как она. С ней я чувствую себя моложе, расцветаю... Ну и конечно, я буду приезжать в Ульяновск до тех пор, пока мне есть что показать вашим зрителям.

- Действительно так много есть, что показать?

- Есть-есть. Сейчас вот снимаюсь в Москве в сериале о юношеском хоккее «Молодежка» по заказу канала СТС. Играю старшего тренера команды. Я очень люблю спорт. В свое время сам был очень хорошим боксером. Да и сейчас люблю после спортзала да и в баньку. Кстати, баня в Ульяновске, которую вы же мне и порекомедовали мне в мой прошлый приезд в ваш город, теперь одна из моих самых любимых в России. В этом году снова в ней был. И в следующем приеду-схожу, Бог даст. Да и в спарринге я частенько работаю до сих пор... Есть у меня и еще один фильм про молодежь, где я тоже играю главную роль. Этот фильм о соблазнах, о том, куда современную молодежь уводит разболтанность и о том, к чему приводит такое пагубное увлечение. Его рабочее название – «Третий тост». На следующий год я обязательно представлю эту картину на фестивале в Ульяновске.

Сергей Шакуров: «Моего папу до сих пор помнят в Тетюшах»

Легендарный «механик Гаврилов», «Брежнев», Страдивари из «Визита к Минотавру» – это все о нем, о народном артисте России, лауреате Государственной премии, кавалере Ордена Почета РФ и ордена «За заслуги перед Отечеством»IV степени, популярном и любимом актере театра и кино Сергее Шакурове. Обладатель Гран-При Леонтьевского фестиваля задержался в Ульяновске на один день после форума, чтобы принять участие в открытии своего памятного знака на Аллее Кинозвезд у памятника Валентине Леонтьевой в сквере напротв областного театра кукол. А после этого охотно пообщался с нашим порталом.

- Сергей Каюмович, вы уже находитесь в таком статусе, что можете позволить себе сами выбирать роли в театре и в кино. А есть, собственно из чего выбирать?

- Всегда существует возможность выбора. Но я в последнее время часто вспоминаю, что существует не только работа, но и просто жизнь, семья, друзья. Я столько работал, не получая никакого удовольствия от жизни, что могу уже позволить себе не пахать целыми днями. Поэтому журналистов, спрашивающих меня сейчас о том, какую роль я хотел бы сыграть, ставлю в тупик ответом6 «Никакую!» И в этом нет позерства. Я уже сыграл все возможные человеческие страсти. Теперь только и делаю, что отказываюсь – от сериалов, от халтуры всякой, в общем. Отказываю вашему брату-интервьюеру часто. Не вы же мне нужны, а я вам нужен. И газет-журналов много лет уже не выписываю и не читаю. Более того, считаю, что они мешают людям...

- Вопрос про фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», в котором вы сыграли отца Владимира Семеновича, позволите?

- Господи, да почему нет-то?

- Просто многие ваши коллеги, снявшиеся в этом фильме, бегут от вопросов про него в кусты из-за якобы страшной подписки о неразглашении тайны: кто играл Высоцкого.

- Там много накрутили. Не было никакой подписки о неразглашении. Просто до премьеры нам настоятельно рекомендовали эту тайну не раскрывать. Я даже домашним ничего не говорил. Молчал как партизан. Теперь можно уже. Сережа Безруков Высоцкого сыграл. Видите, как все просто.

- В этом году исполняется 40 лет как вышел на экраны фильм Александра Столпера «Четвертый», в котором вы снялись вместе с Владимиром Семеновичем. В одном из интервью сказали о нем: «Он очень много времени тратил на стихи» Значит ли это, что, если бы не поэтические «запои» Высоцкого, он бы гораздо больше успел сделать в кино?

- И в кино, и в театре. Он же на съемочной площадке не расставался с блокнотом, куда все время записывал новые стихи и песни. Иногда и чаще всего в ущерб актерству. Он думал о литературе 24 часа в сутки. А постоянно его дергал: «Володя, опомнись! Давай сцену пройдем. Нам в кадр идти, а ты не готов...» Он входил в образ уже в кадре. И откуда что бралось?.. Переиграть его мощный темперамент даже мне с моим столь же мощным было невозможно. Но режиссеры все же не прощали ему столь не благоговейное отношение к подготовке к роли. Поэтому и предложений у Владимира Семеновича было не так много. Могло бы быть больше.

- В 2005году, когда в сериале «Брежнев» вы сыграли Леонида Ильича, многие заговорили о вашем с генсеком генетическом сходстве. И к месту вспомнился интересный факт, что Шакуров, и Брежнев родились в один день 1 января...

- Только, говорят, Леонид Ильич любил праздновать свой день рождения по старому стилю, не хотел совмещать его с Новым Годом. Так получилось, что я действительно много лет праздновал свои дни рождения под бой курантов. Потому что появился на свет не просто 1 января, но буквально чер пять-десять минут после наступления Нового Года. Помню два самых памятных подарка на день рождения в детстве – связка бубликов и предел моего детского счастья, маленький трехколесный велосипед. В память о полуголодном детстве, я и во взрослом состоянии еще долго очень любил шумные и сытые посиделки с мандаринами, конфетами, шампанским. В молодости 31 декабря отыграем вечерний спектакль и гудим глубоко за полночь. А утром какую-нибудь зайку в детском спектакле-утреннике с больной головой играть. А лет с сорока, и особенно в последние годы давно уже шумно не отмечаю ни Новый Год, ни день рождения. И дело не в принципах. Просто один раз во мне как тумблер переключили. Стал сам бояться своих нетрезвых улетов.

- Но недавнее 70-летие отпраздновали с размахом?

- Да, потому что в юности мечтал дожить до этой цифры. Тогда я 70-летних видел какими-то старыми, горбатыми, хромыми, волосы из ушей торчат. Кашляют, попукивают... И вот мне 70 лет, а я еще ничего себе так...

- Вернемся к сериалу «Брежнев»?

- А что «Брежнев»? Знаете, я убежден, что есть роли, которые играть нельзя, в них жить надо. А иногда и умирать. Брежнев не такой. Он более характерный, гротесковый даже. Вот в этой роли я наигрался вволю. Хотя поначалу отказался от этого проекта. Ведь сначала режиссер сериала Сережа Снежкин вызвал меня, чтобы предложить мне роль министра здравоохранения СССР Чазова. Я оделся, загримировался, отснялся. Но сказал, что играть это не буду, неинтересно мне. Уехал. А через две недели Снежкин позвонил: «Сереж, приезжай пробоваться на главную роль». И у меня опять тумблер – бац, ну, думаю, я вам вставлю. И вставил. Хотя при этом я не рвался: «Хочу во что бы то не стало сыграть Брежнева!!!». Я вообще все делаю легко, просто и безответственно.

- Вы ведь не первый раз в Ульяновске?


- Раньше чаще приезжал сюда с театром. Всегда купался в свободное время рыбачил. Волгу знаю и люблю. У меня ведь отец родом из ваших мест. Он из Тетюшей, что на границе с Ульяновской областью. Там, где прошло папино детство, до сих пор живет одна женщина – ей сейчас около ста лет – которая помнит моего отца. Я с ней встречался, был в отцовском доме. Конечно, он уже не тот, его не раз перестраивали.

- Вы заядлый футбольный болельшик. С оптимизмом смотрите на будущее отечественного футбола?

- У нас в России нет футбола. Кончился. Это просто катастрофа какая-то. Как следствие – договорные матчи. Сама игра уже не ценится, она ничего не стоит. Люди получают чудовищно-чумовые деньги, а на сцене, простите, на поле, ничего не происходит. Если артист работает, публика смеется, плачет. За это платят деньги. Иначе он плохой артист. Так почему здесь ничего, ни одной эмоции за 90 минут игры?! Что тут обсуждать? Это наплевательский, безжизненный футбол без кровеносных сосудов, в котором нет главного – действа!

- Вы сами так потрясающе выглялите в свои 70 лет, потому что до сих пор занимаетесь спортом?



- Я потрясающе выгляжу?

- Ну сами же сказали, что вы еще ого-го!..

- Я выгляжу не потрясающе, а просто хорошо. Хожу в бассейн, где занимаюсь по три часа два раза в неделю. Могу проплыть километр за 24 минуты. Занимался профессионально акробатикой на спортивном уровне КМС. Могу сделать колесо и, возможно, шпагат. Играю в теннис.

- Только в теннис?

- Ну, иногда и в бильярд, который очень люблю. Но от бильярда пузо только растет. Много и часто бываю на природе, охочусь. К охоте меня еще отец пристрастил.

- К политике как относитесь?

- Равнодушно. Это моя гражданская позиция – под танки ложиться не стоит. Ничего не даст. Все равно приходит один кукловод, потом другой без царя в голове. Это розыгрыш, плохой цирк, плохой театр. А я знаю хороший театр.

- Вы по-прежнему суровы за рулем?

- «Чайникам» от меня достается. Я на них отрываюсь. Они меня боятся и пропускают. Зато я доезжаю за 45 минут там, где другие тащатся в пробках по два часа.

- Вы до сих пор играете в театре чеховского Иванова?



- Да.

- Несмотря на то, что вам 70, а Иванов ровно вдвое вас моложе?

- Сам удивляюсь, знаете ли. Вроде бы пора уходить. Но спектакль – долгожитель, хотя такую любовь к нему я сам не могу объяснить. Непонятна она мне.

- А каково это – быть мужем женщины, которая на 30 лет моложе и отцом восьмилетнего сына?

- Знаете: совершенно потрясающие ощущения. Катя – красавица, умница! Дочь армянина-бизнесмена и преподавательницы одного из московских вузов. Может быть у нас такая гармония оттого, что в нашем доме само слово «любовь» под запретом. Мы с женой считаем, что о таких важных вещах, как любовь женщины и мужчины друг к другу вслух говорить не нужно. Между прочим, наш дом обустраивала Наташечка Гундарева. Отправила нас жить на другую квартиру, а сама четыре месяца «рулила» процессом – руководила рабочими, сама двигала стены, придумывала, как что будет. Даже детскую комнату для нашего будущего сына учла... А главной проблемой для Кати поначалу стал психологический барьер. Она долго не могла называть меня на «ты» и по имени. Стеснялась. Даже придумала компромиссный вариант: просто Каюмыч. И Марат – нашдолгожданный выстраданный ребенок. В подробности вдаваться не хочу, но у Кати была страшная история с кучей абортов, пока я ей не сказал: «Рожай! Но пацана!» Мне было страшновато самому. Все таки дети от первых браков уже достаточно взрослые. Ивану за сорок. Ольга вдвое его младше. И я, конечно, понимаю, что Маратка был моим последним шансом в этой жизни. Больше уже никаких детей. Между прочим, Марат не знает, что мне 70. Он думает, что мне 46 или даже 43. Я даже не знаю, как ему теперь правду сказать. Он, правда, безответственный шалун. Но это в меня.

- Сергей Каюмович, а как вы сами думаете, за что вас женщины любили и любят?

- Да кто их женщин этих разберет... Наверное я веселый и со мной точно не заскучаешь. И еще надежный, со мной не пропадешь.

Цитата Фестиваля

- Хорошее кино хорошим людям не нужно. У них в жизни и так все хорошо. А хорошее кино – для простых, нормальных обычных людей..

.

Иван Собакин
Фото Ярославы Евдокимовой.