Популярный российский актер театра и кино провел в Ульяновске два дня. За это время принял участие в двух крупных областных мероприятиях: со своим новым театрально-музыкальным проектом «Оркестр мечты» стал гостем юбилейного 50-го Международного фестиваля «Мир. Эпоха. Имена». И в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова открыл другой фестиваль – театральный – «Лицедей-2012». От организации культурной программы Олег Евгеньевич отказался, а по дорогим ресторанам он не ходит, как человек верующий соблюдает строгий Великий Пост. Правда, между двумя своими выступлениями все-таки выбрался с музыкантами «Оркестра мечты» в Ленинский мемориал. Частично там, частично в перерывах между спектаклями нашему порталу случилось накоротке побеседовать с отечественной звездой – мудрым, остроумным и ироничным человеком.

- Интересуетесь Ленинской тематикой?

- Не то, чтобы... Просто ребята уговорили. Я то хотел полежать с книжкой в гостинице, отдохнуть. Но быть в Ульяновске и не прикоснуться к теме основателя СССР как-то нелогично. Сходил. Забавно. Особенно пионерские и октябрятские значки в киоске сувениров. Эти раритеты сегодня редко где приобретешь. Мы скупили у вас все. Некоторым даже не хватило.

- А впечатления от города?

- Видел мало. Ульяновск хорош тем, что провинциален в лучшем смысле этого слова. Но, с другой стороны, с претензией на мегаполис. Что также вызывает уважение.

- В вашем оркестре трое ульяновцев – Виктор Кукормин, Виктор Исаев (ударные) и тромбонист Андрей Козин. Наши земляки чем-то выделяются на общем фоне?

- Они очень исполнительны, а я люблю дисциплину. И крайне неприхотливы, без претензий. На их примере я делаю вывод, что ульяновцы, наверное, вообще самые дисциплинированные люди в России.

- Вы строгий руководитель?

- Быть продюсером такого коллектива и не быть при этом жестким невозможно в принципе. Хотя, знаете, со мной всегда можно договориться. Если это не противоречит моим художественным принципам. Поскольку, извините за наглость, со вкусом у меня все в порядке, то все будет так, как считаю я.

- О том, как появился этот ваш проект ходит множество легенд. Хотелось бы услышать, как он возник из первых уст?

- Значит, дело было так. Существовал духовой оркестр, игравший в каком-то подвальчике, но достойный того, чтобы о нем узнало как можно большее количество людей. И был я, чье имя могло этому оркестру помочь. Звезды сошлись так, что мы встретились. Благодаря кларнетисту Андрею Параничеву, с которым мы вместе играем в спектакле «Игроки». Поскольку духовые оркестры любят все, только боятся в этом признаться, я не испугался и пошел на этот эксперимент. В советские времена духовой оркестр ассоциировался либо с похоронами, либо с парадом. Но вот эти молодые ребята во главе со своим дирижером Денисом Виноградовым убедили меня, что это не так: духовой оркестр может быть не хуже симфонического. Это никогда не было моей мечтой, но вот уже скоро год как мы существуем. И значит, спасибо моим друзьям, которые в свое время убедили меня в необходимости такого долгоиграющего проекта, которому пока конца не видно. Такая вот история.

- Но ведь название – «Оркестр мечты» Олега Меньшикова – декларирует, что о чем-то подобном вы мечтали?

- Я мечтал стать дирижером. Но вот как раз подирижировать мне здесь и не дают.

- Просили?

- Да, попробовал поиграть на трубе. Оставил это безнадежное занятие сразу же. Мне просто непонятно, как можно даже просто дуть в эту штуку. У меня даже голова закружилась. А они на этих трубах еще и играют. Уму непостижимо.

- Странно слышать это от вас – человека музыкального.

- Вся моя музыкальность – музыкальная школа по классу скрипки в детстве.

- А как же тот виртуозный пассаж на фоно на темы «Паяцев» Леонкавалло в первых «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова?

- Магия кино и чудеса монтажа. Пел я сам, а играл, точнее имитировал игру, бог знает что.

- Обсудим продолжение «Утомленных солнцем», которое не покритиковал только ленивый?

- Лучше не надо. Давайте не будем...

- Оркестр не повредит вашему «Театральному товариществу»?

- Он действительно отнимает много времени, но мне это нравится. Это ведь тоже театр. Я давно уже не являюсь просто актером или режиссером, я – театральный деятель. Знаю, что многое могу, количество идей у меня просто зашкаливает, не успеваю воплощать. «Театральное товарищество» в связи с этим скоро, если все будет хорошо и по плану, трансформируется в театральный центр Олега Меньшикова, в котором я смогу, наконец, реализовывать все идеи.

- Что с кино?

- Отдыхаем друг от друга. Я уже в том возрасте, когда не хочется сниматься – хочется снимать.

- Часто ли вы сегодня пересматриваете свои первые киноработы: «Родню», «Покровские ворота»?

- Специально – никогда. Если попадаю на них, включив телевизор, некоторое время с интересом смотрю, не переключаясь.

- С какими чувствами?

- Без щенячьего восторга по поводу того, какой я классный. Но и без фанатического самоедства: вот тут бы я сделал не так и сыграл по-другому. Просто любопытно. История. Часть моей жизни, не более. Кстати, сейчас это покажется странным, но в одночасье звездой после «Покровских ворот» я не стал. Трудно в это, наверное, поверить: еще долгое время мне никто с киностудий не звонил, и никто меня на улице не узнавал.

- В вашей кинобиографии есть и теневая сторона – озвучивание легендарных культовых фильмов.

- Это не настолько значимо, чтобы об этом серьезно говорить. Ну, озвучил я мальчика в «Дорогой Елене Сергеевне» Эльдара Рязанова или Сережу Жигунова в «Гардемаринах». И что?..

- Спектакль «Оркестр мечты» во многом основан на ваших дневниковых записях. Давно в эпистолярном жанре?

- К сожалению, занялся дневником слишком поздно. Я рассказываю об этом со сцены. Позвонил как-то приятель поздравить с днем рождения и пожелал, чтобы в жизни было побольше мгновений, которые хотелось бы остановить. Я подумал: а как это – остановить мгновения. И меня осенило: с помощью дневника. Пришлось многое восстанавливать из памяти о своем детстве, наверстывать упущенное. Ведь сегодня мои дневниковые записи начинаются с впечатлений из детства, когда мне было семь лет.

- Тогда, судя по вашим дневниковым записям, вы о много мечтали. Что-нибудь из детских мечт еще не сбылось?

- Только одна мечта остается нереализованной. С инопланетянами пока не встретился.

- Как вы относитесь к критике в свой адрес?

- Я просто понял однажды, что на всех не угодишь. Не нахожусь в режиме доказательства своего профессионализма, своей состоятельности. У меня просто нет потребности в этом. Это не наглость, не самодовольство, не сытость. Это – реальность.

- Когда бывает совсем нечего делать, чем себя развлекаете?

- Мне не бывает нечего делать. Честное слово. Бывает очень иногда лень. Тогда спасает либо хорошая книга, либо, совсем редко, собирание пазлов. Очень тренирует воображение.

- Имидж самого интеллигентного и элегантного актера России как-то специально поддерживаете?



- Я знаю, что произвожу такое впечатление, но специально для этого ничего не делал. Никогда не прибегал к услугам профессиональных имиджмейкеров. Мой стиль мне подсказывает только интуиция. Элегантность – это внутреннее качество человека. Если бы я выстраивал, я бы выстроил себе лучше хороший дом, дачу. Я просто веду себя так, как веду.

- Какое самое крепкое ругательство можно услышать от элегантного Олега Меньшикова?

- Оно процитировано на моей странице «В контакте». Едрит твою в дышло...


Иван Собакин.