29 февраля наверняка и без сомнения со временем войдет в историю Ульяновска и региона. И не ищите в этом никакой иронии. Пока чиновники пыжатся придумать еще что-нибудь, дабы оправдать столь желаемое для них звание культурной столицы всего на свете, в нашем городе происходит много такого, что дает реальное право на это звание. Теперь вот и, по Ленину, в сфере важнейшего из искусств наряду с цирком.

В Ульяновске сняли кино. И не просто кино, а полный метр. И не просто полный метр, а в одном из самых трудных киножанров – на грани хоррора, психологического триллера, детектива и роад-муви. Режиссером первой ласточки симбирского кинематографа стал в прошлом известный ди-джей и звукорежиссер одной из популярных ульяновских FM-радиостанций Борис Куломзин. А пионером в области бизнес-индустрии кино местного масштаба – продюсер и шоумэн Александр Крутов. Российская премьера фильма «901 километр» пройдет сегодня 29 февраля. Накануне наш портал пообщался с постановщиком, одним из первых поздравив Куломзина с без преувеличения киноуспехом – его личным и региона в целом.

- Борис, а как вообще из звукорежиссеров и радиоди-джеев приходят в кинорежиссуру?

- После окончания радийной карьеры я успел поработать в Москве в телекомпании «ВиД». Вернувшись в Ульяновск, открыл студию по производству рекламных видеороликов и презентационных фильмов. Чем занимаюсь и по сей день. Но душа требовала и требует чего-то большего. Настоящего творчества. Так и родилась идея снять полнометражный фильм. Родилась, как позже выяснилось, такая идея не у меня одного. Я, так получилось, оказался в нужное время в нужном месте. Я к тому времени написал свою повесть «Следующий», которая, кстати, была отмечена в прошлом году на областном конкурсе «Дар Слова», собирался приступить к экранизации своего проекта. Тогда же я прочитал повесть ульяновского журналиста и писателя Андрея Безденежных «901 километр». А Александр Крутов предложил мне ее экранизировать. Андрей Безденежных до начала съемок и премьеры фильма, к сожалению, не дожил. Сценарий пришлось немного доработать. Во-первых, в литературном первоисточнике была несколько затянута середина. Впрочем, это беда даже классиков жанра, достаточно вспомнить «Сияние» Стэнли Кубрика. Во-вторых, это история про отправившихся на экскурсию школьников, а действие происходит преимущественно в застрявшем на заброшенной станции вагоне и вокруг него. Такая локальность могла превратить динамичный сюжет из кинематографического в театральный. Этот недостаток устранен нами с помощью более динамичного монтажа. Но все с лихвой компенсирует концовка фильма, которую до титров не угадает никто, бьюсь об заклад. Пришлось ее для этого опять же немного додумать, чтобы сделать более эффектной. В финале фильма – его сила. В рекламном видеобизнесе это называется «теория переворота». Когда зритель ждет одного, а получает совсем другое. Такой ход в нашем фильме зацепит многих.
Я ни в коем случае не претендую со своим фильмом на статус киношедевра. Но первая достойная работа регионального кинопроцесса – несомненно.

Испугаться и... подумать

- В своей работе ты ориентировался на лучшие образцы кино Старого и Нового Света или на отечественные «Закрытую школу» и «Фобос». Клуб страха»?

- Перед тем, как приступить к съемкам, я отсмотрел огромное количество классических европейских и голливудских хорроров и триллеров. Работать со звуком я учился именно на их примерах. В этом жанре звуковые спецэффекты, если не половина, то четверть успеха. Поэтому с композитором нашего фильма Сергеем Карачевым мы проделали колоссальную работу. Мало того, что саундтрек должен был максимально соответствовать картинке, на нем лежала львиная доля ответственности собственно за составляющую страха в картине. Вместе с тем «901 километр» не классический американский триллер. Поскольку у зрителя будет возможность подумать и поразмышлять в процессе. Послевкусие, хотя бы на час после сеанса, у человека, посмотревшего наш фильм, останется несомненно. У нас есть для этого все необходимое: интересная завязка, лихо закрученная интрига, грамотно и четко прописанные диалоги, заказанные в столичных специализированных студиях некоторые компьютерные спецэффекты. Наша работа не просто ужасник, она на грани смешения жанров – психологической и философской драмы, например. Мы попытались в нашей киноэкранизации бережно сохранить основную идею повести Алексея Безденежных. А он как человек безусловно талантливый, не мог написать безыдейную и бездумную страшилку.

На съемках ульяновцы обнаружили фантом

- Существует справедливая мысль о том, что триллер это всегда вытаскивание наружу тайных и подсознательных страхов его создателя. Много ли в «901 километре» того, чего по жизни боишься ты сам?

- Вряд ли. Единственное, чего по-настоящему боюсь я сам – потерять близких. Но ты прав: на съемках кинопроекта в таком жанре без мистики не обошлось. Основные сцены на натуре мы снимали на железнодорожной ветке в районе Майской горы, недалеко от старого Заволжского кладбища. Это место с определенной мистической славой. Съемкам то и дело мешала то неимоверная жара, то вдруг зарядивший на неделю дождь.
Наш композитор и исполнитель одной из ролей Сергей Карачев даже обнаружил рядом с местом съемок самый настоящий фантом, и они после съемок долго и обстоятельно исследовали и изучали его с ульяновскими сталкерами. Чем, если не мистикой, объяснить, что вся съемочная группа уже после команды «Стоп» слышала шаги и шуршание по крыше вагона, когда там реально никого не было?..

- От страшного до смешного на съемках триллеров, как правило, один шаг. Мэтры жанра утверждают: чтобы хоррор получился на съемочной площадке должно быть много юмора и смеха. Вы соответствовали?

- Мы чаще сами и создавали эти веселые ситуации. В основном они касались моментов, когда у актера наступает ступор и он не может сделать в кадре примитивное действие или с первого раза произнести простой текст. Смех вокруг тогда возникает сам собой. И остановить его подолгу бывает невозможно.

Ульяновск, Москва, далее везде...

- Ты доволен работой с ульяновскими дебютантами в большом кино? С кем из киномастеров предпочел бы поработать в своих будущих полнометражных проектах?

- Я бы удовольствием поработал с Дмитрием Дюжевым. И мы, честно скажу, пытались привлечь его к съемкам нашего фильма. Но он оказался слишком востребован и занят. С радостью встретился бы на съемочной площадке с Сергеем Маковецким, Сергеем Шнуровым, Сергеем Гармашом, Егором Бероевым, Александром Балуевым, Екатериной Гусевой, которую знаю и люблю еще с «добригадных» времен. Мюзикл «Норд-Ост» с ней в роли Кати Татариновой, я до того рокового теракта на Дубровке посмотрел четыре раза и последний – за неделю до захвата заложников...

Но я доволен работой своих актеров. От заслуженной артистки России Ирины Янко в небольшой роли проводницы до студентов актерского отделения ульяновского госуниверситета, снявшихся в главных ролях. Отношения актеров к своим ролям на нашем проекте было профессиональным. И если молодежь не растеряет запала профессионализма и желания работать, то со временем они составят достойную конкуренцию современным российским кинозвездам. Сегодня с уверенностью заявляю, что так, как, например, сыграл свою роль учителя Михаила Николаевича актер Ульяновского драматического театра Сергей Чиненов, лучше кандидатуры мне было бы и не найти. Притом, это чудо – мы долго искали актера на эту роль, не один не устраивал, и Сергея мы нашли, только когда уже приступили к съемкам. Он создал великолепный образ, это очень сильная роль.

- Заявленная российская премьера вашего фильма ведь не ограничится только показами в ульяновских «Крыльях» и «Художественном»?

- Идут переговоры с одной из крупных российских кинопрокатных компаний-дистрибьюторов. Подтверждено наше участие в грядущем Московском кинорынке. «901 километр» будет показан в десятках крупнейших кинотеатрах по всей России – от Краснодара до Иркутска. В Москве это, скорее всего, будет кинотеатр «Октябрь», где проходят презентации практически всех крупнейших мировых и отечественных кинопроектов. Но премьера все-таки в Ульяновске. Это даже скорее не премьера, а показ-превью на определенный срез аудитории, чтобы понять маркетинговый потенциал фильма.

Ярослав Щедров.