В субботу, 29 октября, в столичном Доме кино пройдет гражданская панихида по российскому кинорежиссеру и писателю Сергею Говорухину. Сын киномэтра Станислава Говорухина скочался в минувший четверг в московской клинике в результате инсульта, не выходя из комы. 1 сентября ему исполнилось 50 лет. Автор этих строк, работая в Москве не единожды пересекался с обоими Говорухиными. С гордостью рассказывал о сыне Говорухин-старший во время своего майского визита в Ульяновск в рамках кинофестиваля имени Валентины Леонтьевой «От всей души». А из диктофонных отрывков наших московских бесед с Сергеем Станиславовичем составилось это последнее в его жизни интервью, которое мы публикуем сегодня на нашем портале, как дань памяти и последнее «Прости» режиссеру и гражданину.

Приезжал подраться

По телефону убитый горем отец Станислав Сергеевич Говорухин рассказал:
- Сердце Сережи остановилось в 5.30 утра. К врачам никаких претензий, они сделали все, что смогли. Просто в одно время у сына отказали сразу несколько жизненно важных органов. Медики с самого начала ничего от нас, близких, не скрывали. Ведь неделю назад Сергей был доставлен в Первую градскую больницу уже в очень тяжелом состоянии. Все семь дней провел, не приходя в сознание. Был момент, когда наметилась положительная динамика, но очень короткий... Кстати, ульяновцы могут считать сына отчасти своим земляком, ведь он родился практически на самой границе с Ульяновском...

Кстати, о близости места своего рождения к нашему городу рассказывал мне в Москве и сам Сергей:

- Мама поехала рожать меня в Казань к своей родне, но схватки начались в селе Тетюши, где я и появился на свет. Это в двухстах километрах от Татарстана и всего в восьмидесяти от Ульяновска. Так что я наполовину татарин, наполовину ульяновец по рождению. В подростковом возрасте мы с пацанами из Казани, где жили с мамой изредка ездили к вам позадираться с местными. Это у нас называлось поехать на махач с ульяновскими. Помню еще Волгу чистой, когда воду из нее можно было пить безбоязненно. А недавно знакомые рассказали, что теперь вода в великой русской реке содержит в себе всю таблицу Менделеева, особенно на участке от Казани до Ульяновска.

- Почему вы воспитывались в Казани, а не в Москве?

- Папа тогда уже ушел из семьи и не жил с мамой и со мной. Я в силу затянувшегося юношеского максимализма долгое время не мог его за это простить. Личное отношение перекладывалось и на его фильмы. Одно время я, уже став кинорежиссером – сначала документалистом, потом «игровиком» – не очень дорожил мнением отца, его кино мне было далеким и неинтересным. В последние годы мы с отцом стали лучше понимать друг друга. Мы теперь на одной волне, что называется.

Участвовал в спецоперациях

Жизнь Сергея Говорухина простой не назовешь. На сценарном факультете ВГИКа ему прочили блестящее будущее в художественном кино. Но он, чтобы не было разговоров о «протекции» известного отца, предпочел работу военного корреспондента. Участвовал в боевых действиях на территории Афганистана, Таджикистана, Чечни. Был наемником в Югославии. На его счету около 30-ти боевых и три спецоперации. Во время второй чеченской кампании, снимая в Грозном свою дебютную документальную киноработу «Прокляты и забыты», получил тяжелое ранение в ногу, что привело к ампутации. До конца жизни Сергей ходил на протезе, Награжден Орденом Мужества и медалью «За отвагу». «Прокляты и забыты» – лауреат российской кинопремии «Ника» (1995 год) в номинации «Лучший неигровой фильм». Его первый художественный фильм «Никто, кроме нас» в 2008-м, был удостоен приза Гильдии кинорежиссеров России.

- При этом вы неоднократно говорили и говорите, что чувствуете себя в мире российского кино чужаком. Как же так?

- С одной стороны, мне, конечно, обидна моя невостребованность. Но с другой, я понимаю, что действительно не вписываюсь в это время. Я в нем живу, но не проживаю. Мне оно совершенно не интересно. Россия переживала разные времена, но впервые живет в Безвременье.

- Вы вне политики?

- Скажу так, я в отрыве от государства. В мире политики сегодня накапливается клинический идиотизм. Чтобы самому не сойти с ума, я использую иные инструменты воздействия на соотечественников. Другое дело – когда пытаешься достучаться до этой эпохи каким-то серьезным произведением (неважно, литература это, кино или музыка), подавляющее большинство дверей оказываются закрытыми. Надо либо смириться, либо изменить себя, что невозможно, да и не стоит душевный комфорт всей этой мишуры в виде популярности и денег. Человек должен жить в согласии с самым собой. Когда получаешь удовлетворение от того, что ты делаешь, то уже не важно, сколько ты на этом заработаешь. Хотя финансовая сторона дела, к сожалению, доминирует во всем – не только в экономике, но и в искусстве. Или, например, хорошее слово «патриотизм», пытаясь сделать его национальной идеей, сейчас затаскали донельзя. Не помню, кто это сказал: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Вот в России многие и поднимают это определение на щиты. Поскольку патриотизм для них удобная разменная монета, валяющийся в штанах козырь, который можно вытащить в тот или иной момент.


За настоящей любовью предлагал ехать в Ульяновск...

- Однажды вы сказали, что в крупных мегаполисах типа Москвы настоящую любовь встретить нереально. Поясните?..

- В элитных кругах, где обитают длинноногие девушки, любви нет. Какая-нибудь Оксана Федорова или Ксения Собчак не влюбятся же в рабочего из Казани. Не статусно, не брэнд. Так что любовь и браки по любви существуют, их много, но искать их надо за пределами Садового кольца и даже МКАД. Где-нибудь в том же Ульяновске. Почему бы нет?..

- Что еще вам не нравится в современной российской действительности?

- Родилось уже два поколения нечитающих людей. Это беда, потому что знания можно получить из учебника, от учителя или из Интернета. Но только книга воспитывает чувства.
Кстати, от близких ему людей нашему порталу удалось выяснить, что больше всего Сергей Говорухин мечтал в третий раз стать отцом. У него уже есть двое сыновей – Станислав и Василий. Сергей Станиславович хотел третьего наследника. Но не успел...


Текст: Иван Собакин.