В начале октября фонд «Общественное мнение» по заказу «Единой России» провел исследования рейтинга партии почти по всем регионам. Рейтинг ЕР по стране составляет 41%. А в Ульяновской области не превышает 37% и, вероятно, продолжит падать, - считают эксперты. Катастрофически выглядят рейтинги «ЕР» на фоне обещаний Морозова, что партия наберет в Ульяновской области 70% голосов.

Из-за чего «Единая Россия» «просела» именно в Ульяновской области? Почему рейтинг «ЕР» не потянул «паровоз» Морозов? Как ульяновские единороссы оказались в аутсайдерах, - разбирался специальный корреспондент 73online.ru Сергей Красильников.

Рейтинги «Единой России» в Ульяновске не только ниже общероссийских (37% против 41%), но и проигрывают партийным рейтингам в соседних регионах. Хотя в Поволжье «Единая Россия» традиционно демонстрирует высокие показатели: в Башкортостане (48%), Марий-Эл (51%), Мордовии (57%), Татарстане (51%), Удмуртии (47%), Пензенской области (51%), Пермском крае (47%). На этом фоне более очевиден провал ульяновских единороссов. Секретарь регионального отделения партии власти Андрей Силкин, сославшись на занятость, не стал комментировать неутешительные результаты социсследования.

Из-за чего «Единая Россия» «просела» именно в Ульяновской области? Почему рейтинг «ЕР» не потянул «паровоз» Морозов? На эти вопросы попытались ответить ведущие политологи и политтехнологи российского уровня и нашей области.

Эксперты называют три основных причины падения рейтингов партии власти:

1) неэффективный, «топорный» «пиар» на фоне сложной социально-экономической ситуации;

2) ошибки партийного менеджмента, которые привели к конфликтам внутри регионального отделения партии и поставили под угрозу финансирование избирательной кампании «ЕР» в Ульяновской области;

3) война элит, развязанная командой губернатора в канун выборов.

«Пиар» Морозова свои возможности исчерпал

Политтехнолог Константин Калачев, который входит в топ-10 лучших политтехнологов России и под руководством которого кандидаты «ЕР» выиграли выборы в Димитровградскую ГорДуму, говорит, что «пиар» Морозова и «ЕР» свои возможности исчерпал:

«Морозов он мог раз уговорить людей за «ЕР» проголосовать, потом еще раз... но это не может работать до бесконечности. Отсутствие неоднократно обещанных реальных перемен к лучшему сказывается. Пиар свои возможности исчерпал. А вот административный ресурс неисчерпаем, так что плановые показатели может еще получится выполнить».

- Для «Единой России» это тревожный сигнал, - считает профессор, доктор политических наук Арбахан Магомедов. – Казалось бы, все должно быть наоборот, губернатор из кожи вон лезет, чтобы «пропиарить» себя и «Единую Россию», баннеры с символикой партии лепят повсюду, а результат ничтожный. «Пиаровские» методы Морозова не работают, он перескакивает с одной темы на другую, не концентрируясь на ключевых моментах.

- Очевидно, что слишком большой разрыв между лозунгами и реальностью. Вот недавний пример: пообещали повысить зарплаты учителям на треть, а обещания так и остались обещаниями.

Кроме того, «Единая Россия» умудрилась растерять все конкурентные преимущества накануне выборов. Во-первых, в рядах партии нет былого единства, ее раздирают конфликты. Ни для кого не секрет, что из-за фальсификаций на праймериз поссорились Народного фронта» - «ЕР» Силкин и Майер-старший: не поделили места в списках.

Во-вторых, внутрипартийные конфликты повысили градус взаимного недоверия до такой степени, что это привело к срыву финансирования избирательной кампании «ЕР» в Ульяновской области. Результат парадоксальный: в списки включили мультимиллионеров, рассчитывая на их финансовые ресурсы, а партийная касса пуста. Никто не хочет финансировать «политических кидал».

В-третьих, развязанные командой губернатора «информационные войнушки» против отдельных глав районов, уничтожают последний ресурс «Единой России» - административный. За последние месяцы блок внутренней политики успел поссорить Морозова с тремя глава муниципальных образований:

1) с главой администрации Старокулаткинского района Рушаном Бимеевым (да так, что тот вступил в КПРФ);

2) с мэром Новоульяновска Матвеем Володарским (хотя Володарский предлагал свою помощь на выборах и хотел участвовать в работе избирательного штаба «ЕР» и «Народного фронта», а теперь публикует в своей газете «Симбирские известия» «разоблачительные» материалы о Морозове;

3) и главой Цильнинского района Ханяфи Рамазановым (при том, что Рамазанов чрезвычайно лоялен и «тащит» через свой район в депутаты ЗСО единоросса, представителя «Газпрома» и друга губернатора Владимира Камеко). Да и результаты ЕР в этом районе всегда были выше уровня среднего по области.

Последний конфликт очень показательный, он характеризует общий уровень работы команды Морозова и руководства «ЕР» в Ульяновске. На прошлой неделе в «Народной газете» выходит антирамазановский материал «Мнимое благополучие Цильнинского района». Ни одна подобная публикация не выходит без санкции министра внутренней политики Татьяны Кирилловой и руководителя госкорпорации СМИ «Медиа73» Дмитрия Ежова. Ежов к тому же выставляет этот материал на главную страницу своего сайта.

Глава Цильнинского района Ханяфи Рамазанов звонит губернатору Морозову и просит объяснить причины «информационной войны». Морозов идет на попятную, все шишки сыпятся на головы «стрелочников»: по собственному "уходят" редактора «Народки» Елену Федорину. Ежов тем временем уверяет, что знать не знал о том, что эта статья вышла в «Народной газете». Как любит говорить партфункционер «ЕР» Дмитрий Травкин, «жидко обкакались».

Кто из глав районов будет «работать» на рейтинг «ЕР», если при этом конфликтует с обладминистрацией?

«Позиции «ЕР» в регионе не так крепки,

как на прошлых выборах в ГосДуму

Лояльные губернатору и «ЕР» исследователи также констатируют ухудшение позиций партии власти накануне выборов.

Доктор политических наук Нина Дергунова проводит социсследования по заказу областного правительства и партии «ЕР» и отмечает, что по последним данным «проседает» рейтинг партии власти в крупных населенных пунктах и городах, особенно в Ульяновске:

- Мы в октябре провели социологический замер. Сразу можно сказать, что село более позитивно относятся к «ЕР», а город, в частности Ульяновск, более критически настроен. По нашим данным, в Ульяновске рейтинг партии около 30-32%, в сельских районах чуть больше 40%.

- В целом позиции «ЕР» в регионе не так крепки, как на прошлых выборах в ГосДуму в 2007 году. Сейчас выросли рейтинги КПРФ и ЛДПР. Люди хотят перемен, ожидается высокий уровень протестного голосования.

- Но на этих выборах ЕР может набрать порядка 50% голосов, потому что те, кто настроены критически, зачастую, не ходят на избирательные участки, а на выборы мобилизуется лояльный электорат.

- Губернатор поставил планку 70%

- Всё, что я могу сказать по этому поводу - не для печати.

- Почему рейтинги «ЕР» так низки именно в Ульяновске? Пинков «минусует» партию?

- Традиционно в городах жители более критичны, здесь выше уровень образования, больше альтернативных источников информации. Все это сказывается на электоральном поведении.

Конечно, на имидж «ЕР» влияют и действия городских властей. Так называемая перестройка города вызывает очень много негативных откликов среди населения, все недоделки бросаются в глаза, через эти вывороченные бордюры люди ходят каждый день. Не всегда корректно ведет себя и городская администрация. Например, в Общественной палате проходили слушания по скверу Гончарова и там чиновники мэрии говорили одно, а сделали другое. Это работает против имиджа городской власти. А так как Пинков шел на выборы мэра от «ЕР», то его действия бумерангом бьют и по самой партии.

- Насколько может поправить дела «ЕР» административный ресурс?

- Я с 2003 года участвую в проведении исследований. И могу сказать, что административный ресурс может дать в пределах 3-5% максимум. Потому что иначе фальсификации будут слишком очевидны.

«Административный ресурс не спасет ульяновских единороссов»

Политический аналитик Александр Кынев, написавший несколько книг и монографий о фальсификациях на выборах, полагает, что административный ресурс не спасет ульяновских единороссов:

- Набрать в регионе в современных условиях такой процент (70%) даже с использованием полулегальных технологий невозможно. Во-первых, технологии не могут использоваться на всех участках, это будет слишком заметно. Во-вторых, на тех участках должны быть управляемые комиссии. Как показывает практика, таких участков 5 -10%.

- Массовый вброс 30% бюллетеней за «ЕР», чтобы партия набрала искомые 70% голосов, осуществить незаметно - не получится. Будет превышен «болевой порог», что может обернуться для регионального руководства общероссийским скандалом и отставкой.

Похоже, лагерь ульяновских единороссов охватывает паника. Даже сверхлояльный аналитик Сергей Паховский, сам состоящий в «ЕР», не верит, что планка в 70% достижима для партии власти.

Настроения и фобии обитателей ульяновского «Белого дома» и руководителей партии власти описывает в своем блоге Светлана Опёнышева:

«Давайте представим, народ не пошел на выборы за губернатором, он возглавляет список депутатов в ГосДуму. Губернатора снимают. <…> Что ждет наш регион? Опять пропасть. Народ этого хочет?

Сейчас многие меня обвинят, что я держусь за власть. Я не держусь за власть. Мне бывает очень тяжело семья - работа. Но я человек команды Морозова. <…>

Выбор за народом. Какую участь он себе выберет», - переживает за народ, за себя и за губернатора Опёнышева.

Текст: Сергей Красильников