Часто наше представление о тех или иных профессиях складывается из стереотипов. Давайте признаемся, когда мы говорим о работниках коммунального хозяйства, возникают, мягко говоря, не очень приятные ассоциации. Наш собеседник исполнительный директор ООО «УК Жилстройсервис» Погодин Николай Петрович на протяжении многих лет занимается проблемами ЖКХ. И знает о работе этой сферы практически все. В том числе и то, как работают управляющие компании в условиях подготовки к зимнему сезону, о новом подходе к тарифообразованию, которое ожидает всех ульяновцев уже в ближайшее время.

- Николай Петрович, с какими проблемами в настоящее время чаще всего обращаются собственники квартир?

- В основном в летний период жильцы проводят мероприятия по утеплению и благоустройству квартир: установка пластиковых окон, приборов отопления, приборов учета воды. В это же время проходят ремонтно-восстановительные работы, связанные с опрессовкой, ревизией, ремонтом системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, ремонтом межпанельных швов, крыш, подъездов. Собственники совместно с управляющими компаниями решают вопросы ремонта своих домов и коммунальных систем в квартирах. Например, заменить старый радиатор, поменять змеевик в ванной… Работники УК обязаны помогать людям создавать комфортные бытовые условия.

- Очень часто приходится слышать, что в ЖКХ работают сплошные пьяницы, шабашники и разгильдяи...

- Это представление вчерашнего дня. Поверьте, сейчас сотрудники УК в своем большинстве это активные, коммуникабельные, мобильные и ответственные. Как известно, производственников и технических специалистов на рынке труда очень мало, и поэтому во многом сотрудники руководствуются своей жизненной и рабочей практикой. Они знают свое дело, применяют умения в профессиональной деятельности.

- Как управляющие компании реализовывает программу благоустройства дворов?

- Хочу с горечью заметить, что программа «Уютный дворик» частично урезана. В программе на 2011 г. осталось 16 дворов МКД. В настоящее время собственники МКД на сходах утверждают проектно-сметную документацию. Определены подрядчики, установлены паспорта объектов. 1 этап- в 2011 г -должны быть выполнены работы по капитальному ремонту тротуаров, бордюров, асфальтового покрытия дорог, строительство парковочных карманов.2 этап- в 2012 г. планируется установка МАФов, детских игровых площадок.

- Каков на ваш взгляд уровень активности современных собственников?

- Дома разные. Активность людей тоже не одинаковая. Это зависит от инициативности собственников, от того, болеют ли они душой за свой дом, двор и насколько лояльно люди относятся к программе благоустройства двора. Желание и готовность участия в таких программах - основной фактор успеха. Есть дома активные. Люди массово выходят во двор, обсуждают программу, тарифы, задают вопросы и дают свои предложения. Жильцы, получая ответы на волнующие их вопросы, убеждаются, что управляющие компании готовы идти им навстречу, вступать в диалог. Выстраивается гармоничная система взаимоотношений.

- Какие предложения жильцов звучат наиболее часто?

- Сегодня наиболее частые обращения связаны с созданием парковочных мест, потому что проезды в наших дворах очень узкие. Грузовая машина туда проехать практически не может. Большая часть собственников акцентировала внимание на отсутствии во дворах детских площадок.

- Расскажите о ходе подготовки жилых домов к работе в зимних условиях.

- Плановые работы, которые были запланированы весной, продолжаются согласно утвержденных графиков. Промывка, опрессовка, ремонт центрального отопления подходят к завершению. С опережением графика выполняются работы по ремонту кровли, межпанельных швов,входов дверей, остекление лестничных клеток и ремонту подъездов. На многих домах совместно с домовыми комитетами, старшими по домам пришлось пересмотреть перечни работ по текущему ремонту, утвержденные в 2010 г. на основании актов весеннего осмотра, так как увеличилось количество протечек кровли, межпанельных швов, козырьков. Собственники определили источники финансирования этих работ (за счет непредвиденных работ, доходов от аренды и рекламы и т. д.)К сожалению на решен вопрос Администрацией города по финансированию капитального ремонта крыш на 12 МКД в соответствии с муниципальной программой капитального ремонта крыш, утвержденного Постановлением мэра г. Ульяновска № 3679 от 19.07.2010 г. На сходах жители приняли решение о софинансировании этих работ в пределах 20% от сметной стоимости. Но эта инициатива жителей МКД утонула в недрах Комитета ЖКХ г. Ульяновска. Собственники этих домов остались у разбитого корыта(осенью в 2010 г. при голосовании тарифа на содержание и ремонт на 2011 г, надеясь на исполнение указание Постановления мэра не включили в перечень работ ремонт крыш).

-Николай Петрович, хотелось бы затронуть проблему тарифообразования. Люди жалуются, что иногда просто не понимают за что платят такие баснословные деньги...

- Тарифы на содержание и ремонт на 2010 г. формировались исходя из утвержденных ранее собственниками перечня работ и рост составил с учетом инфляции в среднем 15%. Управляющая организация в 2010 г. предложила собственникам МКД производственную программу, рассчитанную на 5 лет в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации для доведения МКД до стандарта и обеспечения комфортных и безопасных условий проживания .И собственники 60 МКД приняли к исполнению в 2011 г. указанную программу, проголосовали за повышенный тариф на текущий ремонт. Подрядными организациями и УК ЖСС программа успешно реализовывается: ремонт крыш, швов, косметический ремонт подъездов, текущий ремонт и реконструкции инженерного оборудования с установкой энергосберегающего оборудования в подъездах, на системах центрального отопления, , горячего водоснабжения, установка общедомовых приборов учета (исполнение ФЗ 261 об энергосбережении)

Тариф на содержание на 2012 г. будет предложен жителям исходя из нормативов и требований, правил и норм технической эксплуатации с полным перечнем работ и минимально необходимого для безопасной эксплуатации МКД.

Тариф на текущий и капитальный ремонт исходя из актов технического состояния каждого МКД по результатам весеннего осмотра и требований Правил и норм технической эксплуатации.

Собственники каждого дома должны выбрать перечень работ (не ниже минимально необходимого для безопасной эксплуатации МКД) по содержанию и ремонту и соответственно утвердить тариф на 2012 г.

-И все-таки, почему такие высокие цены, например на тепло? Неужели ГВС так дорого стоит?

-К сожалению, пока у нас в России основные источники водо-и теплоснабжения монополизированы, - цены будут стабильно высокие. Должна быть конкуренция, как в западных странах. Там тепло снабжающие компании предлагают себя УК, естественно есть конкуренция, выбор.

- Изменилось ли отношение жильцов к сотрудникам управляющей компании по сравнению с прошлыми годами?

- Конечно. Думаю это связано с тем, что сотрудники ЖКХ пытаются донести до них достоверную и полную информацию о нашей работе, об их правах и нормах Жилищного кодекса РФ. Диалог протекает не на уровне борьбы и вражды, а в рамках конструктивного обсуждения. Сегодня Жилищный кодекс в любой управляющей компании — это настольная книга. Советую и жильцам изучать эту брошюру. Ведь собственник играет очень важную роль в жизни своего дома, района и даже города.

Текст: Александра Скворцова