Одним из победителей Всероссийского конкурса культурных проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области» стал нестандартный для нашей страны театральный проект «Не бывает нулевого риска». Его создательница, научный сотрудник Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде, Иветта Вечхайзер рассказала, в чем его нестандартность и новизна.

- Иветта, расскажите, пожалуйста, что представляет собой Ваш проект.

- Инициаторами нашего проекта стали французский режиссёр Жюдитта Поль и известные художники группы «Профмуза». Жюдитта Поль со своим театром «Мебел октобе» совершает поездки по всему миру и была даже в Африке. Она хорошо знакома и с российской культурой - в совершенстве владеет русским языком, знает проблемы творчества русских людей.

Мы не просто привозим французского режиссёра, чтобы на русской сцене поставить спектакль. Над этим спектаклем будет работать не только французская творческая команда, но и художники, сценографы из России. А также в нем будут участвовать студенты театрального отделения из Нижнего Новгорода и Ульяновска.

Что такое российско-французский театральный проект? Это - соединение разных видов искусств внутри театрального пространства: видеоискусство, музыка, танец. Туда привлекаются и музыканты, играющие электронную музыку.

Такая театральная практика в Европе существует давно. На российскую сцену этот проект проецируется впервые. Русская школа сценического искусства подразумевает работу с актерами по системе Станиславского, а здесь будет другая манера исполнения и другая система взаимодействия зала со зрителем.

- На какой сценической площадке будет репетироваться спектакль с актерами из разных городов?

- Будем репетировать в Нижнем Новгороде на территории «Арсенала». Это здание 19 века полуразрушено и еще не отреставрировано. В Ульяновске мы тоже нашли пространство идейно соответствующее концепции этого спектакля. Пространство, находящееся в запустении, - ДК Чкалова.

Теперь по существу. Автором этого литературно-поэтического произведения, написанного в конце 90-х годов, стал Патрик Бюве. По тематике - наши страхи, включая страхи европейского общества, терроризм, ядерные угрозы и бесконечные катастрофы.

По телевизору и в других СМИ постоянно говорят о страхах и ужасах: «Страшно, бойтесь, вы можете попасть в ситуацию катастрофы, вас могут взорвать в московском аэропорту и так далее». Мир, как атомная бомба, начинен взрывами, угрозами. Это живет в сознании людей.
Наш спектакль о том, что несмотря на эти факты - не надо ничего бояться. Нужно просто жить сегодняшним днем и реализовывать себя, быть людьми и не поддаваться панике.

- В Ульяновске будет показан один спектакль?

- 14 спектаклей покажем в Нижнем Новгороде, а в Ульяновске 10-12 спектаклей.
Шесть студентов приедут в Нижний Новгород и будут там репетировать с шестью молодыми актёрами, которые учатся на заочном отделении ГИТИСа и живут в Нижнем Новгороде. Они вместе будут играть в этом спектакле.

- А где же французы?

- С режиссёром Жюдиттой Поль приедут художники, которые будут создавать видео для этого спектакля. Они выступают здесь в роли сценографов, оформителей и не будут выполнять волю художника. Они существуют отдельно, но в контексте этого спектакля.

Видеохудожники снимают видео о наболевших темах. И сейчас решается, где будут проходить съемки. Скорее всего на водном пространстве.

Там такая проблема: женщины теряют мужчин, а их мечты остаются нереализованными.

Война... Женщина в лодке спасает покалеченных и избитых мужчин. Вся её женская любовь, энергия, нереализованная из-за этих бесконечных войн, будет отдана этим людям, которых она будет спасать.

Художники сделают отдельное видео, а транслироваться оно будет в зрительном зале. Этот французский режиссер всегда использует современную технику. В спектакле будет использовано айпады. Купят 12 маленьких компьютеров и планшет с видео для каждого актера, а их изображение будет транслироваться на эти айпады. В создании этого спектакля принимает участие французский видеоинженер, который это все будет соединять.

Пока трудно говорить, что будет. Пока мы это все можем сказать умозрительно, без визуального ряда, а он будет сопровождать все театральное действие.

Есть одно условие - на одном представлении может присутствовать только 36 человек для того, чтобы донести интимность этой темы, остроту проблематики. Нужно, чтобы в зале не сидели как в кинотеатрах и не ели попкорн, чтобы насладиться едой и зрелищем.

В зале не будет стульев, хотя, может в какой-то момент, зрители присядут. Весь спектакль - в динамике, и зритель будет также перемещаться за актёрами. Вот такой интерактивный спектакль с видео, современной музыкой, айпадами. Пока же трудно говорить о том, что это будет, потому что егоспектакля еще нет. Трудно предположить даже то, как поведут себя актёры.

- Как выбирали актёров из Ульяновска?

- В марте мы провели кастинг среди студентов, на котором отобрали актёров для спектакля. Все из них очень хотят воплотить этот проект на сцене, потому что это реальная возможность для актёров в российских реалиях поучаствовать в эксперименте. В России подобных аналогов я не встречала, хотя они есть в европейских странах.

Для ребят - это возможность попробовать что-то новое, познакомится с людьми, которые совсем по-другому мыслят и живут в современном мире, по-иному двигаются и понимают этот мир. Эти ребята выросли в Интернете, и для них законы того академического театра, который мы наблюдаем в российских театрах, менее понятны.

Текст: Лариса Ярдаева
www.v2.ulkul.ru