Александр Павлов работает в должности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области с 2009-го. На днях депутаты Законодательного собрания Ульяновской области единогласно поддержали предложение губернатора Сергея Морозова о продлении срока его полномочий на следующие три года. Мы побеседовали с Александром Павловым о направлениях дальнейшего развития антикоррупционной политики в нашем регионе.

- Недавно губернатор Сергей Морозов отметил, что Ульяновская область значительно продвинулась вперед в вопросах противодействия коррупции. Это действительно так?

- Благодаря проявленной главой нашего региона политической воле в Ульяновской области появился институт Уполномоченного по противодействию коррупции. Вот уже два года Уполномоченный осуществляет антикоррупционную деятельность в рамках приданных ему законом полномочий.

За два прошедших года совместными усилиями всех ветвей власти в регионе создана полноценная антикоррупционная нормативно-правовая база, которая позволила приступить к реализации областной целевой программы по противодействию коррупции, начать формирование открытой базы данных о зонах повышенного коррупционного риска в деятельности министерств и ведомств правительства Ульяновской области. В исполнительных органах государственной власти, в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области действует организационная структура по противодействию коррупции. Налажены прочные партнёрские отношения с федеральным центром, с общественными структурами, которые противодействуют коррупции на общегосударственном уровне, с органами прокурорского надзора.

Ульяновские школьники изучают на уроках понятие коррупции, формы её проявления, её негативные последствия для общества и государства, способы профилактики и предотвращения коррупции. Студентам юридического факультета Ульяновского государственного университета в будущем учебном году будет предложен спецкурс по дисциплине «Правовые механизмы противодействия коррупции».

В аппарате Уполномоченного действует «горячая телефонная линия» 44-44-88 по обращениям граждан о коррупции; вопросы и обращения граждан круглосуточно принимаются по электронной почте anticorrupt@mail.ru. Таким образом, в Ульяновской области обеспечивается комплексное и системное противодействие коррупции.

Одно из магистральных направлений работы Уполномоченного - антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов и их проектов. Заключения экспертизы регулярно публикуются на нашем официальном интернет-сайте. За два года экспертами моего аппарат проведён антикоррупционный анализ более 1600 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, из которых пятая часть была признана содержащими коррупциогенные нормы и возвращена на доработку. Проекты нормативных правовых актов с коррупциогенными нормами регулировали финансовые потоки в размере более 7 млрд. рублей и, в случае их утверждения, могли бы привести к явным финансовым потерям на сумму более 800 млн. рублей.

- Результат обязательной антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов впечатляет. Может быть, стоит распространить этот положительный опыт и на ненормативные правовые акты?

- Задача антикоррупционной экспертизы - своевременно выявлять и устранять в документах все возможные коррупциогенные факторы. Одной из серьёзных проблем до сих пор остаётся неполный охват антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов поселений в муниципальных образованиях Ульяновской области. Не в полном объеме пока анализируются нормативные акты в муниципалитетах и ИОГВ.

Основные препятствия на этом направлении – нехватка специалистов-экспертов, невысокий уровень профессиональной подготовки имеющихся юристов в муниципальных администрациях. В 2010 году мы сформировали и реализовали ряд предложений по укреплению юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований, была проведена серия семинаров по основам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов для юристов органов государственной власти и органов местного самоуправления. В результате уже по итогам первого квартала 2011 года заметно прибавилось правовой и коррупционной чистоты в проектах муниципальных нормативных правовых актов. Что касается ненормативных правовых актов, то действующее законодательство не даёт нам права распространять на них принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы. В то же время содержание ненормативных правовых актов МО и ИОГВ изучается ежеквартально и, бывает, попадает в региональную базу данных о зонах повышенного коррупционного риска.

- Александр Федорович, согласитесь: далеко не всегда исполнение закона приводит к положительной оценке итогов его реализации. Наверняка и в Вашей практике были случаи, когда вся юридическая процедура была выполнена безупречно, а итог получился криминальный?

- Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств имеет свою сложность. Так, если первые два определения контроля бюджетных средств нормативно зафиксированы, то термин «эффективное использование бюджетных средств» законом никак не определён, хотя удельный вес данного вида коррупционных нарушений в последнее время в общей их массе стал преобладать. К сожалению, иногда в силу несовершенства федерального законодательства сами законы становятся источником коррупционных «лазеек». Скажем, 94-й ФЗ не предусматривает установления критериев себестоимости приобретаемых на конкурсах товаров и услуг. В результате в практике работы возникают прецеденты, когда, к примеру, в конкурсе на проведение независимой оценки муниципального имущества, в котором участвовали пять оценщиков, заявленная цена в 12 тыс. рублей в ходе торгов опускается до одной копейки. При этом формально ничего не было нарушено.

Или возьмите автономные учреждения. Такая организационно-правовая форма позволяет организации получать бюджетные средства и впоследствии распоряжаться ими практически по своему усмотрению - без конкурсов, тендеров, другого государственного контроля. Получается, пришли туда 100 млн. бюджетных денег и стали сразу небюджетными. По ОГУПам - такая же история. С одной стороны, конкурс проводить они не обязаны, с другой - руки у них развязаны в праве выбора поставщика. Поэтому я внёс предложение на имя губернатора о подготовке распоряжения по порядку проведения конкурсов на закупки товаров и услуг в указанных учреждениях, стоимость которых превышает 100 тыс. рублей. Тем самым мы предупреждаем о возможности махинаций с бюджетными деньгами. Это не регулирование, как трактуют некоторые, а рекомендация.

- Расскажите о региональном банке данных о зонах коррупционного риска. По какому принципу он формируется? Что за информация там будет аккумулироваться, будет ли эта база данных в свободном доступе?

- В каждом министерстве и ведомстве правительства Ульяновской области, в каждом муниципальном образовании региона сегодня реализуется своя целевая программа по противодействию коррупции. В структуре каждой такой программы предусмотрен раздел, в котором подробно описываются зоны повышенного коррупционного риска, существующие в той или иной отрасли. Так, на особом внимании сегодня находится реализация областных и муниципальных целевых программ. Для их антикоррупционного анализа по нашей инициативе в областном правительстве создана специальная комиссия, в которую входят независимые эксперты. Проект каждой целевой программы прежде, чем попасть на стол губернатору, теперь проходит тщательный анализ, в ходе которого разработчики обязаны не только доказать актуальность программы, но и обосновать запрашиваемые в ней суммы. Только за 2,5 месяца работы комиссии областной бюджет избежал потерь на общую сумму около 200 млн. рублей по необоснованным бюджетным заявкам.

В последнее время мы стали чаще обращать внимание на деятельность вновь создаваемых автономных дошкольных образовательных учреждений. Установлено, что в ряде случаев администрации вновь образуемых ДОУ оформляют их автономными учреждениями, что даёт возможность приобретать товары и услуги, к примеру, по ремонту помещений, уже на бесконкурсной основе. В результате в отдельных случаях имеет место необоснованное завышение цен на ремонтные работы. Помните, в советское время был лозунг «Предупрежден, значит,вооружен»? Своевременная фиксация зон коррупционного риска под нашим контролем заставит чиновников принимать эффективные меры по их скорейшему устранению. В ближайшей перспективе качество работы руководителей органов госвласти может оцениваться по эффективности устранения ими выявленных в их деятельности зон коррупционного риска. В настоящее время происходит формирование банка данных о зонах повышенного коррупционного риска, информация размещается в свободном доступе на нашем официальном сайте. Приглашаем принять участие в работе над банком данных всех желающих: информацию можно присылать в любом виде.

- Глава региона, внося предложение о продлении Ваших полномочий на новый трёхлетний срок, сказал: «Нас ждет большая работа по реализации дополнительных мер по противодействию коррупции». Какой Вы видите стратегию дальнейшей антикоррупционной работы в Ульяновской области?

- Если говорить о работе на ближайшее время, то в первую очередь планируется введение ответственности за неэффективное использование бюджетных ресурсов и государственного имущества в форме дисциплинарного наказания. Законом здесь не предусмотрена административная и уголовная ответственность. В настоящее время идет работа со всеми контрольными органами о выработке единого под- хода к этой теме.

Одновременно предстоит решать проблему объективной оценки уровня коррупционности территорий на основе комплекса объективных показателей. Отсутствие этого показателя лишает регионы возможности проводить сравнительный анализ при оценке эффективности реализации элементов антикоррупционной работы. Сегодня можно лишь определить уровень восприятия коррупции населением конкретного региона на основе результатов социологических исследований. В масштабе государства пока еще не утверждены универсальные критерии оценки коррупционности территорий, а они очень нужны. Поэтому мы обратились в авторитетную столичную организацию - Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, который располагает опытом по проведению рейтинговой оценки российских территорий по антикоррупционной деятельности.

После апробации в Ульяновской области рейтинговая система оценки эффективности реализации антикорупционной политики наряду с оценочными показателями антикоррупционной работы территориальных органов федеральных силовых ведомств и результатами социологических опросов будет предложена к включению в единый комплексный рейтинговый показатель коррупционности субъекта РФ. Эту работу планируем завершить до конца года.

В общественном мнении давно бытует несколько наивное представление о борьбе с коррупцией как о неком детективе, наполненном острыми поворотами сюжета и элементами боевика. И многие искренне негодуют по поводу того, что местные новости не похожи на известный сериал «Спрут». Коррупционеры у нас есть, и рано или поздно каждый из них несёт заслуженное наказание, однако пресечение коррупционных преступлений, «посадки» коррупционеров - задача правоохранительных органов и силовых ведомств. Противодействовать коррупции - это ещё и, в первую очередь, устранение условий для её возникновения, а здесь нужна системная и кропотливая работа, рассчитанная на длительный период.

- Александр Фёдорович, спасибо Вам за интересную беседу. Желаю Вам дальнейших успехов в противодействии коррупции.

Ульяновская правда