Только что в Законодательном Собрании области закончилось выступление мэра Ульяновска Александра Пинкова перед депутатами Ульяновской городской думы. Градоначальник отчитался о работе, проделанной его командой за минувший год. "73 online" предлагает читателям портала ознакомиться и высказать свою точку зрения по поводу изменений в нашем городе.

Александр Пинков:

Добрый день, уважаемый Василий Анатольевич!
Добрый день, уважаемые депутаты, участники заседания!

Мэрия Ульяновска отчитывается за первый год своей работы перед органом представительной власти и жителями города. Материалы письменного отчёта у вас, уважаемые депутаты, имеются. Хочу искренне поблагодарить вас и в вашем лице всех ульяновцев за конструктивную и созидательную работу. Она позволила нам в минувшем году не только правильно выстроить работу в непростой год выхода из кризиса, но и настойчиво двигаться вперёд к достижению поставленной стратегической цели – превратить Ульяновск в европейский город – город европейского облика и европейских стандартов, город XXI века, культурную столицу Содружества Независимых Государств.
Одним из объективных показателей работы мэрии за отчётный год является сравнение с другими субъектами Приволжского федерального округа.

В первой половине года г. Ульяновск практически по всем показателям уверенно занимал место в верхней половине рейтингов по Приволжскому федеральному округу (в среднем это 5-6 места, не опускаясь ниже 7-го места из 14 субъектов).
Благодаря активной работе по «подтягиванию» наших проблемных мест, наметилась динамика устойчивого роста: по итогам января-сентября город занял 4-е место, вплотную приблизившись к «тройке» городов-лидеров Приволжского округа. Напомню, что несколько лет назад по многим показателям Ульяновск и регион находились в числе худших, занимая 11-12 места.
Положительная динамика по большинству показателей свидетельствует, что стратегия и алгоритмы развития областного центра, определённые в тесном взаимодействии с Губернатором С.И. Морозовым, являются эффективными. По многим показателям мы сумели добиться результатов выше среднеокружных и среднероссийских. При этом, мы не собираемся успокаиваться на достигнутых рубежах. Наша задача на 2011 год чётко определена – войти в тройку лучших в ПФО.
По ряду показателей произошли положительные сдвиги в экономике города, что уже сейчас позволяет говорить о лидерстве.
Важнейший комплексный результат совместных согласованных усилий в экономической сфере – создание на территории города благоприятной комфортной среды для развития субъектов экономики, для прихода инвесторов. Именно здесь мы добились максимальных темпов роста. В последнее время город вышел с 6-го на 1-е место среди городов Приволжья по «обороту крупных и средних организаций». Оборот организаций в 2010 году увеличился почти на 22% и достиг 181 млрд. рублей. За 2 месяца 2011 года этот показатель увеличился с 22% до 27%.
По показателю «Оборот организаций по всем видам экономической деятельности» мы вошли в тройку лучших в ПФО, в абсолютных показателях он возрос в течение года почти в 2 раза.
Растёт производство. Отгрузка товаров собственного производства выросла за 2010 год с 59 млрд. руб. до 80 млрд. рублей, более чем на 30%, по итогам января-февраля 2011 – более чем на 35%.
По большинству показателей набранный темп развития позволяет нам не отставать от соседей, но меня как Главу города такой темп не устраивает: задача состоит в том, чтобы постоянно, в опережающем режиме, двигаться вперёд за счёт более бережного и эффективного использования ресурсов, в первую очередь финансовых, и широкого применения результативных алгоритмов работы.
В целом по итогам социально-экономического развития города Ульяновска наблюдается устойчивая положительная тенденция роста основных макроэкономических показателей.
Реализация городской и областной целевых программ стабилизации ситуации на рынке труда дала неплохие результаты. Практически вдвое в течение года снизилась численность зарегистрированных безработных (с 8,3 тысяч чел. до 4,4 тысяч чел.).
Количество созданных в городе новых рабочих мест увеличилось с 2,3 тыс. до 12 тысяч, более чем в 5 раз.
Соответственно росло и количество свободных вакансий в течение года, которое в настоящее время составляет почти 6 тысяч. Т.е. количество вакансий значительно превышает количество официально зарегистрированных безработных граждан.
В двух районах – Ленинском и Железнодорожном уровень безработицы составляет менее 1% и фактически соответствует докризисным показателям.
В Заволжском и Засвияжском районах показатели уровня безработицы составляют 1,74% и 1,30%. Здесь нам предстоит активизировать усилия: на 2011 год для всех районов поставлена задача снижения уровня официальной безработицы до уровня ниже 1,0 % (менее 3 400 чел.)
В рамках городской и областной целевых программ в общественных оплачиваемых работах в 2010 году приняли участие почти 15 тысяч человек.
Уверенными темпами растёт среднемесячная заработная плата. Для жителей города это важнейший фактор, определяющий качество жизни, поэтому мы уделяем вопросам и проблемам в данной сфере повышенное внимание.
Длительное время существовало общественное мнение, что в Ульяновске самые низкие заработные платы. Сегодня это не так, Ульяновск уверенно выбирается из депрессивной ямы, в которой он оказался ещё с 1990-х годов. В рейтинге Приволжского округа по заработной плате к ноябрю прошлого года мы поднялись с 7 на 5 место. Т.е., по уровню заработной платы мы находимся среди лучших областных столиц.
При этом мы находимся на 4-ом месте среди лучших субъектов по показателю «Стоимость минимального набора основных продуктов». Т.е. зарплата у нас выше среднеокружной, а цены ниже среднеокружных.
В 2010 году уровень среднемесячной заработной платы повысился с 14,5 тыс. руб. до 16,9 тыс. руб., на 12%.
Предмет нашего постоянного внимания – сокращение задолженности по заработной плате. В течение года она сократилась почти на 30%.
В определяющей степени на качество жизни горожан влияет обеспеченность жильём соответствующем всем современным требованиям. К сожалению, кризисные явления серьёзно осложнили ситуацию в данной сфере. В конце прошедшего года ситуация с вводом в действие жилых домов улучшилась.
План, установленный Правительством Ульяновской области, выполнен, с небольшим, но превышением – введено более 290 тыс. кв.м. жилья, что превышает 62% в общем количестве введённого жилья по Ульяновской области.
Также население волнует уровень цен на продукты питания. Это важнейший показатель качества жизни. По стоимости минимального набора основных продуктов питания в рейтинге за январь-ноябрь 2010 мы поднялись на 4-е место с 6-го, что свидетельствует о более низких темпах роста цен, чем в городах ПФО. При всей проблемности вопроса с ростом цен на продукты питания, мы стремимся к удержанию цен в диапазоне, доступном для наших жителей, особенно малообеспеченных, это направление нашего постоянного внимания. Мы активно работаем с руководством торговых сетей, предпринимателями, систематически проводим ярмарки.
Мы стремимся активно привлекать ресурсы из вышестоящих бюджетов. В настоящее время Ульяновск участвует в реализации одной федеральной целевой программы и 15 областных целевых программ. В ходе их реализации на условиях софинансирования на сегодняшний день освоено 1 млрд. 773,8 миллионов рублей.
В том числе:
• за счёт средств федерального бюджета – 334,0 миллиона рублей,
• за счёт средств областного бюджета – 727,2 миллионов рублей,
• городского – 712,6 миллионов рублей.
Собственными силами город Ульяновск реализует 16 муниципальных целевых программ и 4 городские целевые программы.
Хочу обратить особое внимание, что базовой основой сохранения стабильности и всех позитивных изменений является работа с бюджетом, проведение грамотной и активной городской бюджетной политики.
Именно на этом, главном направлении управленческой работы, определяющую роль играют конструктивные отношения мэрии с депутатским корпусом Ульяновской городской Думы. С удовлетворением хочу отметить, что такое конструктивное взаимодействие постоянно укрепляется.
Забота о благополучии ульяновцев может быть реальной только при наличии устойчивого экономического роста, финансовой стабильности города, которая напрямую зависит от пополнения городского бюджета финансовыми ресурсами.
Считаю, что 2010 год в этом плане был достаточно плодотворным.
По сравнению с 2009 годом общий объём доходов увеличился на 1 млрд. 770 млн. руб. (или на 26%), в том числе налоговых и неналоговых доходов – на 664 млн. руб. (рост на 14%), безвозмездных поступлений – на 1 млрд. 106 млн. руб. (рост на 56%). Всё это – наши уверенные шаги вперёд.
В результате проводимой работы в 2010 году бюджет города по доходам выполнен на 104%.
При уточнённом плане 8 млрд. 212 млн. руб. в бюджет города поступило 8 млрд. 568 млн. руб., в том числе налоговых и неналоговых доходов – 5 млрд. 489 млн. руб., безвозмездных поступлений – 3 млрд. 79 млн. руб.
Суммарно по итогам работы в 2010 году дополнительно получено налоговых и неналоговых доходов более 413 млн. рублей. Несомненно, это важный результат нашей работы.
В 2010 году получены дополнительные доходы по всем запланированным источникам налоговых доходов. Налоговых доходов поступило 3 млрд. 886 млн. руб. или 110% к плану.
По сравнению с 2009 годом поступление налоговых доходов увеличилось на 517 млн. руб., темп роста составил 115%.
Неналоговых доходов поступило 1 млрд. 604 млн. руб. или 104% к плану. По сравнению с прошлым годом поступление неналоговых доходов увеличились на 147 млн. руб. или на 10%, в основном за счёт увеличения поступления доходов от оказания платных услуг и доходов от продажи имущества.
Таким образом, в 2010 году по всем запланированным источникам налоговых и неналоговых доходов план выполнен и перевыполнен (исключение составляют доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, на это направление мы обратим особое внимание в 2011 году).
Хочу подчеркнуть, что позитивная тенденция достигнута, благодаря целенаправленным усилиям и постоянному контролю в рамках рабочих групп, комиссий и штабов. Эту работу по максимальному увеличению каждого доходного источника мы будем стремиться активно продолжать в 2011 году. За этот участок работы отвечает мой первый заместитель А.Е. Елюкин.
По основному бюджетообразующему источнику – налогу на доходы физических лиц план выполнен на 109%. Сверх плана поступило 233 млн. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 265 млн. руб.
По единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности поступило 320 млн. руб. или 110% к плану. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налога увеличилось на 22 млн. рублей.
По земельному налогу при плане 384 млн. руб. в бюджет города поступило 415 млн. руб. (рост на 8%), сверх плана поступило 30 млн. руб. По сравнению с 2009 годом поступление земельного налога увеличилось на 22% или на 74 млн. рублей.
В 2010 году нами были приняты обязательства по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города на 2010 год в сумме 605 млн. рублей. Обязательства выполнены в сумме 1 млрд. руб. Перевыполнение по ним составило 65%.
В 2011 году наша главная задача – найти новые резервы в работе по увеличению налогового потенциала города Ульяновска.
Не менее важной задачей, чем наполнению бюджета и получение дополнительных доходов, для мэрии является бережное, эффективное расходование бюджетных средств.
По итогам года получена экономия бюджетных средств в сумме 470 млн. руб. в результате проделанной работы в соответствии с распоряжением мэрии г.Ульяновска от 29.04.2010 г. №63-Р «О мерах по повышению качества управления муниципальными финансами».
Увеличен объём бюджетных ассигнований, освоенных посредством произведённых закупок товаров, работ и услуг за счёт бюджета муниципального образования «город Ульяновск» с 2,2 млрд. руб. в 2009 году до 3,5 млрд. руб. в 2010 году. Рост – на 63%.
С целью реализации программы «Повышение эффективности бюджетных расходов», мы ведём постоянный мониторинг информации о победителях конкурсов и аукционов, сорвавших заключение и исполнение муниципальных контрактов, и своевременно принимаем меры в отношении недобросовестных организаций и лиц.
Самое серьёзное внимание, особенно по направлениям повышения эффективности работы подразделений мэрии и противодействия коррупционным проявлениям, мы уделяем внедрению передовых информационных технологий.
Решён вопрос автоматизации системы муниципального заказа МО «г. Ульяновск».

Исполнены в полном объёме мероприятия по подготовке к проведению открытых аукционов в электронной форме, в том числе проверка работоспособности полученных комитетом по экономике и муниципального заказа мэрии электронных цифровых подписей и программного обеспечения на предмет совместимости и возможности взаимодействия с оператором электронных площадок, разработана типовая документация по проведению электронных аукционов.
В своей работе я стремлюсь к максимально активному диалогу с жителями, каждый день провожу встречи с ульяновцами на проблемных объектах, поэтому хорошо знаю требования и пожелания горожан, которые доверили нам управление Ульяновском. Людей интересуют, в первую очередь, заметные результаты, конкретные улучшения, а не бумажные отчёты о текущей деятельности и количество проведённых заседаний.
Опираясь на требования горожан, в том числе на собранные в период избирательной кампании тысячи наказов, мы разработали в прошедшем году для всех подразделений мэрии чёткую, прозрачную и понятную жителям систему действий, определили ряд основных приоритетов, определяющих нормальную жизнедеятельность города и его развитие.
По всем приоритетным направлениям приняты муниципальные целевые программы на период до 5 лет, ведётся работа, жёстко нацеленная на достижение конкретных результатов.
1. Благоустройство.
В первую очередь, это решение вопросов и проблем благоустройства.
Сфера представляет огромный комплекс проблем, большинство из них копились десятилетиями, поэтому здесь трудно добиться каких-то мгновенных улучшений. Мы стремимся работать системно, чётко выделяем приоритетные сектора благоустройства. Это:
• ключевые артерии города – улицы 1,2,3 категорий,
• тротуары,
• остановки общественного транспорта,
• дворы и придомовые территории,
• обустройство контейнерных площадок,
• вывоз ТБО,
• внутриквартальные проезды,
• территории, принадлежащие различным учреждениям и организациям,
• территории возле объектов бизнеса,
• места уличной торговли, в первую очередь – несанкционированной,
• парковки и автостоянки, также в первую очередь – несанкционированные,
• подготовка и благоустройство газонов,
• городские скверы и парки.
За каждым объектом благоустройства закреплены ответственные руководители, люди и организации, проведены и проводятся сотни тысячи мероприятий.
Не все сработали одинаково хорошо, были замечания, в том числе и от граждан, и в СМИ. Были и благодарности.
В целом хочу оценить проделанную работу положительно, нам удалось добиться существенных сдвигов. Это отмечают большинство жителей и гостей города – Ульяновск стал значительно чище, лучше, благоустроеннее, современнее.
Впервые в этом году мы направили 909 млн. рублей на развитие, на благоустройство города Ульяновска. Это значительно больше, чем выделялось в прошлые годы, поэтому очень важно использовать средства бережно и эффективно и при этом получить максимальные результаты.
Наша стратегия – активно двигаться от центра, лица города – к окраинам. Осуществлялись проекты по благоустройству бульвара Новый Венец, эспланады на Венце, Набережной реки Свияги.
Одной из главных наших задач мы считаем работу по сохранению и возвращению прекрасной исторической памяти нашего города. Очень много внимания мы уделяем восстановлению наших исторических скверов и улиц.
Благоустроены – сквер им. И.Н. Ульянова, некрополь, могила И.Н. Ульянова, бывший сквер «Колючий садик», получивший имя выдающегося чувашского просветителя Ивана Яковлева. Мы возвратили историческое название парку «Владимирский сад» (бывший парк «им. Я.М. Свердлова»), с июня прошлого года он стал муниципальным учреждением культуры, находящимся в ведомственном подчинении Управления культуры.
Благодаря помощи губернатора, в апреле приступаем к реализации областной целевой программы «Ульяновск – административный центр». Её приняли ещё в 2006 году, но только сейчас, благодаря развитию конструктивного взаимодействия мэрии с правительством области, мы сможем реализовать масштабные мероприятия, которые в полной мере позволят Ульяновску соответствовать статусу административной столицы региона. В том числе провести реконструкцию площади 100-летия В.И. Ленина.
Начата и активно реализуется с помощью депутатов Думы очень важная для жителей программа «Уютный двор», которая является партийным проектом «Единой России». В прошедшем году на неё выделено 50 млн. руб. для благоустройства 35 дворов, в 2011 уже выделено на эти цели 327 млн. руб., в 6,5 раз больше.
Благодаря данной программе преобразились многие городские дворы, они всё больше становятся местом уюта, культурного общения, местом для занятий физической культурой. Это очень важно, – в наших дворах должны вырастать не «дети подворотни», а гармонично развитые граждане. И это совсем не второстепенная задача.
В рамках работы по обеспечению экологической безопасности мы стремились активно развивать программы «Зелёный город», «Посади и вырасти дерево». К сожалению, в полном объёме реализовать их помешали аномальные погодные условия.
В городе также проводилась реализация программ «Миллион цветов», «Музей под открытым небом» и других.


2. Второй приоритет – улучшение комфортных условий проживания жителей города.
В 2010 году на реализацию программы «Капитальный ремонт ветхого жилья» в городе Ульяновске в рамках Федерального закона №185, благодаря огромной работе и поддержке Губернатора С.И. Морозова, «Фондом содействия реформированию ЖКХ» было выделено 906 млн. 911 тыс. руб. Это почти в 4,5 раза больше, чем выделялось в 2008-2009 гг.
Средства были направлены на ремонт 391 дома. В том числе: проведён ремонт 258 кровель, ремонт систем центрального теплоснабжения в 138 домах, замена оборудования 34 лифтов, установлены 152 узла учёта регулирования тепла, горячего и холодного водоснабжения, обновлены фасады 29 домов.
Это огромный объём работ, в результате которого свои жилищные условия улучшили почти 105 тысяч человек, т.е. около 17% жителей города.
Такие масштабные работы в Ульяновске в последние годы не проводились (Для сравнения: общий объём финансирования в 2009 году составил 204 млн. 250 тыс. руб. Средства были направлены на ремонт 119 домов. После завершения работ в г. Ульяновске улучшили свои жилищные условия около 40 тысяч человек. Эти объёмы в несколько раз ниже тех, которые были освоены в прошлом году).
Расселено из аварийного жилищного фонда 50 домов, улучшили жилищные условия 1 320 человек.
Однако, резкое увеличение объёмов ремонтных работ намного более остро поставило проблему качества. Объём проводимых работ увеличился в разы, и это серьёзно обозначило проблему недостаточного количества в городе квалифицированных специалистов и организаций, способных выполнить в установленные сроки все виды работ с надлежащим качеством.
В результате увеличилось количество жалоб и обращений горожан на качество ремонтных работ, проводимых подрядными организациями, что нашло отражение в СМИ и снизило оценку населением нашей работы.
Хочу подчеркнуть, что вопрос о качестве проводимых работ постоянно находился и продолжает находиться в центре нашего внимания, мы постоянно стремимся совершенствовать систему многоуровневого контроля за объёмом и качеством проводимых работ, в т.ч. с активным участием депутатов Ульяновской городской Думы, широким привлечением общественности, привлечением на конкурсной основе специализированных организаций. Обеспечение надлежащего качества всех видов работ – ключевой вопрос для развития нашего взаимодействия и улучшения ситуации в 2011 году.
О проведении зимнего отопительного сезона.
В целом, в прошедшем году, при начале отопительного сезона, нам удалось начать подключение горячей воды раньше установленного срока и значительно раньше по сравнению с предшествующими годами.
Уже к 8 октября к отоплению своевременно были подключены 102 школы (100%), 139 детских садов (100%), 119 объектов здравоохранения (100%), 10 домов культуры, а также 17 библиотек: всего 400 с лишним объектов социального, культурного и бытового назначения (100%).
Соблюдение температурного режима в учреждениях образования и здравоохранения в течение всего периода отслеживается и поддерживается без сбоев в круглосуточном режиме.
Вторая важнейшая задача в этом блоке вопросов – вовремя и без сбоев обеспечить теплом жилые дома – также была фактически осуществлена в течение 10 дней начала октября.
Подключение тепла велось с 1 октября. В течение нормативного срока к отоплению были подключены все 2 тысячи 963 жилых дома Ульяновска (также 100% жилого фонда). Однако, работу сопровождали многочисленные жалобы горожан, в начальный период регистрировалось ежедневно до 700 обращений. Ситуация критически освещалась в том числе и в центральных СМИ.
Контроль осуществлялся первым заместителем С.С. Панчиным, на наиболее проблемные участки я выезжал лично. В итоге большая часть вопросов была снята, уже с середины октября количество обращений снизилось в 10 и более раз.
Абсолютное большинство проблемных вопросов вызвано объективными факторами – изношенностью систем ЖКХ и ветхостью жилья. Но имеются и субъективные факторы, недоработки конкретных руководителей и специалистов, халатность, равнодушное и небрежное отношение к людям. Это факты мы решительно изживаем, в том числе, – путём замены руководителей, не способных навести порядок в зонах своей ответственности. В частности, мною было принято решение заменить и усилить руководство городского комитета ЖКХ, благоустройства и экологии.
Одной из самых серьёзных проблем в этой сфере является уборка внутридворовых территорий домов от снега и наледи, а также очистки кровель домов от снега и сосулек.
Очистку наледи и снега с кровель многоэтажных домов и зданий осуществляют и несут ответственность за это 27 управляющих компаний, между которыми распределены 2 тысячи 456 домов.
В условиях снежной зимы количество обращений жителей по поводу течь крыш резко возросло.
Мэрий был усилен контроль за режимом организации работ по уборке внутридворовых территорий домов от снега и наледи, а также очистки кровель домов от снега и сосулек; из бюджета города на очистку кровель домов Ульяновска от снега и наледи было дополнительно выделяем 100 млн. руб.; разработан чёткий график очистки кровель от снега и наледи, постоянный круглосуточный контроль за реализацией которого осуществляется Первым заместителем Главы города С.С. Панчиным. Для оперативной работы по очистке кровель нужна специальная техника, закупки которой мы осуществим в 2011 году.
Мы ведём активную работу по повышению прозрачности работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По инициативе депутатов Ульяновской городской Думы в целях повышения информированности населения мы добились от управляющих компаний расшифровки статьи «содержание и текущий ремонт» в счетах при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Хочу отметить, что в целом система ЖКХ свои функциональные задачи выполнила – несмотря на суровую зиму и испытание аномальными погодными условиями, мы смогли избежать серьёзных аварий и сбоев, как это происходило в ряде других городов. Думаю, что это существенный результат, который значим для наших горожан. Все происходящие локальные повреждения устранялись в сроки, установленные нормативами.
В 2010 году данный блок расходов в общем объёме расходов бюджета города составил почти 30% или 2 млрд. 730 млн. рублей.
Одной из главных задач в этой сфере является реализация программы энергосбережения: в 2011 году мы сократим лимиты потребления бюджетных организаций города не менее, чем на 5%, ответственные в каждом бюджетном учреждении определены.

3. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
С целью повышения качества жизни ульяновцев, мы активно проводим реализацию программы «Городские дороги». Удалось найти финансовые средства для увеличения объёмов и повышения качества проводимых работ по сравнению с предшествующими годами. На ремонт дорог в 2010 году мэрия направила 272 млн. рублей.
Заключены долгосрочные муниципальные контракты на содержание автомобильных дорог, уличного освещения, технических средств организации дорожного движения.
Проведена большая работа по устройству дорожного покрытия центральных улиц – Гончарова, Крымова, Гагарина, Орлова, Кролюницкого, а также ул. Репина и 7-го Инженерного проезда; замене бордюров, устройству газонов, обрезке и формовке деревьев, озеленению. При замене бордюрного камня мы расширили проезжую часть улицы Гончарова на участке от Центробанка до Энгельса, а на улице Гагарина удалось организовать четырёхполосное движение транспорта.
Также, как и в ЖКХ, острейший и важнейший вопрос – вопрос качества. Стратегия и тактика ремонта городских дорог с 2010 года – это не латание отдельных дыр, как ранее; теперь мы в обязательном порядке проводим капитальный ремонт с фрезерованием, устройством выравнивающего слоя, геосетки, устройством верхнего слоя из высокопрочного асфальтобетона на минеральном порошке. Новые для Ульяновска технологии используются и при применении карточного ремонта. Впервые в городе Ульяновске начато применение технологии ямочного ремонта с устройством литого асфальтобетона, устойчивого к вибрационному воздействию электротранспорта.
Были отработаны улицы Ефремова и Отрадная (хочу отметить, что на этих дорогах ремонт не производился более 10 лет), а также Маяковского, Некрасова, Центральная, Звёздная, 8-й инженерный проезд, Ленина (в посёлке Белый Ключ), ул. Обувщиков, ул. Ефремова /ул. Отрадная, ул. Октябрьская и др.
Очень важно, чтобы каждая улица имела законченный цельный облик – это и фасады зданий, и капитальный ремонт опор освещения, и само освещение, соответствующее современным требованиям. Каждая улица должна быть шедевром городской инфраструктуры. В этом направлении мы активно работали на улице Ленина – от улицы Советская до улицы Железной Дивизии.
В больших объёмах велось мощение плиткой центральных улиц, в том числе Гончарова и Кузнецова, благоустройство 1 этапа набережной реки Свияга.
Произведён ремонт Императорского моста.
Началось строительство первого этапа второго пускового комплекса Президентского моста через Волгу, что позволит решить многие транспортные проблемы.
С целью повышения качества жизни ульяновцев, мы разработали и приняли муниципальные целевые программы «Модернизация наружного освещения города Ульяновска в 2011-2015 гг.» и «Обновление городского электрического транспорта муниципального образования «город Ульяновск» на 2011-2015 гг.».
Самая серьёзная проблема – проблема качества ремонта и уборки дорог. Решить в полном объёме её пока не удалось. Есть огромное количество недоделок и недоработок.
Объективная проблема – острейшая нехватка специалистов, квалификация которых способна обеспечить качество ремонта дорог.
Субъективная проблема – наличие недобросовестных подрядчиков, которые за счёт ухищрений выигрывают конкурсы, а затем пытаются получить выгоду за счёт низкого качества работ и уклонения от их выполнения в полном объёме.
Таким хапугам-подрядчикам я, как Глава города, объявил беспощадную войну, мы составили список таких организаций. Во-первых, мы заставим их сделать дороги и тротуары так, как это требуется согласно нормативам, устранить весь брак и недоделки. Во-вторых, больше на рынке дорожных работ те, кто не хочет работать качественно, присутствовать не будут. Мэрия создаст им нетерпимые условия, такие подрядчики городу не нужны.
Высокое качество дорожного покрытия требует высокого качества применяемых материалов. Для этого в 2010 году за счёт средств бюджета был приобретен новый асфальтобетонный завод К-160, способный производить все виды современного литого асфальтобетона. До начала строительного сезона он будет смонтирован и запущен в эксплуатацию.
Уборка улиц и дворов города, особенно в зимний период, – наверное, сектор, вызывающий наибольшее количество негативных эмоций жителей, мы получили огромное количество совершенно справедливых жалоб и пожеланий. Хочу сказать, что все имеющиеся в распоряжении мэрии людские ресурсы были задействованы полностью, постоянно проводим санитарные пятницы, сотни и тысячи людей работали и работают, убирая снег, наледь и мусор. Но есть объективная причина – нехватка современной техники. Эту проблему мы стремимся активно решать, постоянно повышать оснащённость городского хозяйства транспортными средствами.
Произведена закупка 81 единиц современной дорожно-эксплуатационной техники по программе лизинга и программе государственной поддержки на сумму 387 млн. руб., что позволило внедрить новые технологии зимней уборки (жидкие и твердые реагенты, новый тип пескосоляной смеси).
Это в решающей степени позволило избежать парализации улиц города в период снегопадов, которых не было 20 лет, когда в течение нескольких суток выпадали месячные нормы осадков.
Свою положительную роль сыграла и проведённая оптимизация, объединение разрозненных ранее ресурсов по уборке города УМУС АТП, МУП «АБЗ» и МУП «Благоустройство Заволжья» в единую, хорошо оснащённую структуру – МУП «Ульяновскдорремсервис».
К сожалению, необходимо отметить, что при закупке дорожно-уборочной техники возникал вопрос неудовлетворительного технического состояния значительной части поставляемых производителями транспортных средств. Пришлось заниматься рекламациями и возвратом, в настоящее время проблема снята, однако она также серьёзно помешала более успешному проведению уборочных работ в зимний период.
Не до конца решена проблема пассажирских перевозок, особенно из отдалённых районов города и пригородной зоны.
Проблема также носит комплексный характер. Ясно что «маршрутки», во-первых, не сумеют справиться с возрастающим объёмом перевозок, особенно в часы пик; во-вторых, сотни постоянно курсирующих «маршруток» сами по себе – огромная проблема для любого города: это – и перегрузка улиц, и рост ДТП, и угроза безопасности пассажиров.
Эта сфера одна из наиболее сложных для города, в организации пассажирских перевозок существует много проблем. Ситуация нас категорически не устраивает, потому что в итоге под угрозой находится жизнь и здоровье ульяновцев.
Во всех крупных городах власти идут одним и тем же путём – увеличивая перевозки автобусами большой и средней вместимости. Этим же путём стремимся идти и мы. С целью повышения качества перевозок приобретены 11 единиц автобусов «ЛИАЗ», обеспечена работа 2 единиц «Икарусов».
Мы предпринимаем действия в направлении создания городского автотранспортного предприятия. Передав автобусы ПАТП-1, мэрия получила сертификат на долю в 30% в этом областном предприятии.
Создан диспетчерский центр на базе системы спутниковой навигации «ГЛОНАСС». Установлены навигаторы на 248 единиц пассажирских транспортных средств. Работа по подключению к данному центру всей техники муниципальных предприятий, а также маршрутных автотранспортных средств продолжается.
До 1 мая, до начала садоводческого сезона, мы планируем приобрести в лизинг и поставить на маршруты 40 автобусов средней вместимости «БАУ Стрит».
Мы разработали новую, более соответствующую требованиям ульяновцев, схему маршрутной сети. Открываем новые маршруты, увеличиваем количество транспортных единиц на маршрутах и интенсивность их движения, увеличиваем продолжительность работы автобусов в вечернее время, в выходные дни.
Все эти меры помогут существенно разгрузить пассажиропотоки из отдалённых районов к центру города, помогут в решении проблемы пассажирских перевозок, которая для ульяновцев пока остаётся одной из наиболее острых и болезненных.
Кроме того, в текущем году мы целенаправленно работали над вопросом обновления муниципального автопарка.
Были приобретены 115 автомобилей УАЗ. Из них 47 машин были переданы для учреждений здравоохранения. Вопрос бесперебойной работы медицинских служб особенно важен для горожан.
Остальные машины переданы коммунальным службам и предприятиям.
В целом, в городе Ульяновске общий объём финансирования мероприятий по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту составил 1 млрд. 894 млн. руб.

4. Строительство.
Установленный на 2010 год Соглашением о взаимодействии Правительства Ульяновской области с мэрией г. Ульяновска по реализации национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам РФ» директивный показатель ввода в эксплуатацию объектов жилья на территории города Ульяновска выполнен по итогам года – введено более 290 тыс. кв.м. жилья.
Важный шаг – заложено строительство нового микрорайона «Юго-Запад», где за ближайшие три года будет построено около 1 миллиона квадратных метров жилья. Это будет новый микрорайон, новая современная жилая инфраструктура.
Благодаря этому проекту, мы впервые за последние годы возобновили строительство жилья для бюджетников. Строится 85-квартирный дом, в котором мы до 12 июня 2011 года должны предоставить не менее 60 квартир бюджетникам, в первую очередь для решения проблемы нехватки кадров в сферах здравоохранения и образования.
Разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Развитие малоэтажного жилищного строительства на территории г. Ульяновска в 2011-2015 гг.», которая предусматривает обеспечение сформированных земельных участков объектами инженерной инфраструктурой.
Утверждена муниципальная целевая программа «Развитие застроенных территорий в границах муниципального образования «город Ульяновск» на 2010-2015 годы» для оптимального социально-экономического развития территории города путём сноса ветхих и аварийных строений, обеспечения граждан, которые проживают в аварийном, ветхом фонде благоустроенным жильём.
Отрадно, что темпы строительных работ возрастают. В январе-феврале 2011 года крупными и средними предприятиями и организациями города выполнено работ и услуг по виду деятельности «строительство» на 512 млн. руб. или более чем на 20% более уровня января-февраля 2010 года. В такой же пропорции выросли и объёмы вводимого жилья.
Согласно амбициозным планам мэрии города Ульяновска занять 3-е место среди городов Приволжского Федерального округа в 1-м квартале 2011 года показатель «Ввод в эксплуатацию объектов жилья» составит 44,2 тыс.кв.м, что на 18% больше к аналогичному периоду 2010 года.

5. Поддержка малого бизнеса.
Мы продолжали плановую работу по укреплению поддержки предпринимателей Ульяновска. За прошедший год из всех источников на реализацию муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ульяновске на 2009-2012 годы» направлено более 37 млн. рублей. Для сравнения – в 2009 году из бюджетов всех уровней на поддержку малого и среднего бизнеса в Ульяновске было выделено всего три миллиона рублей.
В 2011 году на реализацию программы будут направлены более 50 млн. рублей.
В декабре был открыт «Ульяновский центр развития предпринимательства». Центр создан совместными усилиями мэрии, Ульяновской Городской Думы, Правительства Ульяновской области и будет способствовать консолидации усилий власти и предпринимателей по решению проблемных вопросов ведения бизнеса.
Важной формой работы и по поддержке горожан, и по поддержке предпринимателей стало проведение сельскохозяйственных ярмарок во всех районах города.
В совокупности на осенних ярмарках было реализовано продуктов более, чем на 150 млн. рублей. Это на 50% больше чем в прошлом году (в 2009 году продано продукции на 100,5 млн. рублей). Для нас было очень важным после неурожайного лета поддержать жителей и поставить заслон спекулянтам, которые пытались воспользоваться ситуацией и взвинтить цены. Ярмарки помогли стабилизировать ситуацию, потому что проводились без торговых посредников, устанавливающих собственные надбавки к первоначальной цене. Также важно, что покупателям на ярмарках предложен расширенный ассортимент продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей. Осенью мы проводили ярмарки до полного удовлетворения спроса горожан на овощи, весной возобновили их проведение для сдерживания цен.
Как положительный факт, который должен получить своё дальнейшее развитие, хочу отметить, что в ходе ярмарок активно ведётся работа показанию помощи пожилым людям. Постоянно работают волонтёры, они помогают доставить продукцию до транспорта и домой. Работают также социальные такси, бесплатно развозящие пенсионеров и ветеранов по домам. Эту работу необходимо продолжать и развивать.
Мэрией города Ульяновска в рамках формирования благоприятного климата инвестиционной деятельности проводится комплексная работа по следующим направлениям:
- осуществляется сопровождение инвестиционных проектов, введена система кураторства проектов, включённых в городской реестр инвестиционных проектов;
- осуществляется муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «город Ульяновск»;
- ведётся системное информирование потенциальных инвесторов о муниципальном образовании «город Ульяновск».
Для аккумуляции информации о реализации инвестиционных проектов на территории города Ульяновска ведётся и обновляется реестр городских инвестиционных проектов. В настоящее время в реестр включено 237 инвестиционных проектов.
В 2011 году запланирована реализация 37 инвестиционных проектов, при этом будет создано 3 500 новых рабочих мест. Среди них можно выделить такие крупные проекты, как строительство нового производства ОАО «КТЦ «Металлоконструкция», создание CALL-ЦЕНТРА ОАО «АЛЬФА-БАНК», Строительство хлебозавода «Хлебница» и другие.
Вопрос привлечения инвестиций для нас приоритетный и мы готовы делом помочь каждому, кто хочет работать на ульяновской земле.

6. Культурное развитие.
Наступательно, по-боевому в последний год проводится в городе культурная политика. В 2010 году достойно были проведены наиболее значимые мероприятия, благодаря которым Ульяновск ярко и уверенно позиционировал себя во внешнем пространстве, в том числе и за рубежом.
Хочу отметить, что городское управление культуры активно работало над тем, чтобы современная культура и искусство вышли из замкнутых пространств залов и кабинетов на открытые просторные территории города Ульяновска. Благодаря проведению масштабных городских праздников, реализации креативных проектов, культура стала ближе горожанам, стала неотъемлемой частью жизни города. Значительно выше стал профессиональный уровень проводимых мероприятий.
Я особо заостряю проблему культурного состояния и развития города, потому что именно в этом направлении предпринимает активные усилия Губернатор – Председатель Правительства Ульяновской области С.И. Морозов. Инициатива Губернатора о превращении Ульяновска в «Культурную столицу Европы и стран Содружества Независимых Государств». Вручение на этой неделе Ульяновску сертификата культурной столицы, это и выражение доверия к достижениям и планам города, и, в то же время, большая ответственность, призыв к активизации работы в данной сфере, выходу с помощью творчества, на новые, международные горизонты.
Меня, как горожанина и главу города, очень радует, что, впервые, для наиболее качественной и инновационной реализации проекта, объявлен открытый городской фестиваль творчества «Летний Венец». Он станет одной из культурных доминант текущего года. Мероприятия в рамках фестиваля пройдут с 1 мая по 30 сентября 2011 года.
Очень хорошо, что в этом году «Летний Венец» выходит за рамки географического понятия и становится символом организованного, в том числе при помощи инициатив жителей города, летнего отдыха. Он затрагивает все возрастные категории, от малышей до пожилых людей – каждый может найти для себя на открытых площадках города что-то особенно интересное.
Впервые в 2010 году создано муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система», объединившее 8 клубов и Домов культуры пригородной зоны.
Отремонтированы многие учреждения культуры города Ульяновска, в т.ч. числе за счёт городского бюджета проведены ремонтные работы в ДК «Киндяковка». Отрадно, что эта работа помогла увеличить количество творческих коллективов и клубных объединений.
Нам нужно вернуть Ульяновску статус «читающего города». Запущена в действие программа открытия 7 новых городских библиотек. Перевыполнены плановые показатели по количеству читателей, посещаемости в библиотеках города. Организован сбор книг для пополнения библиотечных фондов. Принята муниципальная целевая программа «Развитие централизованной библиотечной системы Ульяновска на 2011-2012 годы». В результате библиотечная система города будет полностью компьютеризирована, все библиотеки будут соединены локальной сетью, централизованная библиотечная система Ульяновска войдёт в единую федеральную информационную структуру. Это откроет перед ульяновскими читателями, студентами, учащимися совершенно новые возможности. К их услугам окажется весь колоссальный библиотечный фонд страны. Это, как раз, один из тех проектов, которые объединены общим замыслом «Культурный прорыв Ульяновска».
Заметным событием культурной жизни стало установление в Ульяновске новой традиции – проводить рождественские ярмарки. Такие новые хорошие традиции нам очень нужны. Успешный опыт проведения рождественских ярмарок есть в Германии, других европейских городах.
Мы стремимся, чтобы новогодние праздники ежегодно превращались для ульяновцев и всех гостей города в незабываемую рождественскую сказку. Думаю, что это тоже входит в понятие «качество жизни», и, чтобы добиться этого, также нужна большая кропотливая работа.

7. Здравоохранение и демография.
Система учреждений здравоохранения работает стабильно. Ульяновск активно участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», есть тенденции к сокращению заболеваемости жителей города.
Из всех источников бюджета на нужды отрасли в 2010 году было выделено более 3 млрд. 450 млн. руб.
Для укрепления здоровья населения реализуются программы: «Адресная поддержка населения», «Семья и дети»; «Социальная реабилитация и интеграция инвалидов».
Одна из задач, решаемых в текущем году – работа по обновлению автомобильного парка муниципальных учреждений здравоохранения города. Я уже отмечал, что в 2010 году 47 автомашин переданы городским учреждениям здравоохранения (для сравнения: за пять последних лет в среднем муниципальным учреждениям здравоохранения города Ульяновска ежегодно выделялось по 15-20 автомашин). Благодаря нашей активизации в этом вопросе, процент роста автомобильного парка муниципальных учреждений здравоохранения города Ульяновска в 2010 году составил 30%.
Один из итогов – удалось сократить среднее время прибытия бригад скорой медицинской помощи с 20 до 16 мин. Этот факт положительно повлиял на уменьшение показателей смертности.
Также велась плановая работа по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения.
В 2010 году в лечебные учреждения города приобретена 1 721 единица оборудования на общую сумму более 94 млн. рублей, выполнены ремонтные работы 193 объектов на сумму 87 млн. рублей.
Есть неплохие результаты. За 2010 год отмечено снижение младенческой смертности.
Впервые в 2010 году удалось добиться снижения этого показателя на 40% (впервые удалось приблизиться к аналогичным показателям США и развитых стран Европы). Когда мы говорим, что нам надо стать городом европейского уровня и культурной столицей, – мы имеем в виду, в том числе, достижение уровня развитых стран в здравоохранении и других важнейших сферах жизни.
Хочу отметить эффективность проводимой с 2009 года акции «Подари мне жизнь», направленной на профилактику абортов. За 2010 год число абортов сократилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2010 году в городе Ульяновске на 115 семей выросло количество семей с тремя и более детьми: сейчас в городе проживают 1 175 семей с общим количеством детей 3 тысячи 779 человек. Для меня это один из самых отрадных фактов.
Одна из главных проблем в сфере здравоохранения – кадровая. С целью привлечения врачебных кадров в муниципальные учреждения здравоохранения, в городе предусмотрены меры социальной поддержки специалистам. Так, впервые принятым на работу в муниципальные учреждения здравоохранения после окончания учебного заведения оказываются единовременные выплаты в размере 10 тыс. руб. и частичная компенсация оплаты за наём жилья в размере 1 тысячи рублей ежемесячно. В 2010 году для финансирования мер социальной поддержки молодых специалистов из городского бюджета было выделено 1 млн. 514 тыс. рублей.
Из бюджета города работникам отделений неотложной медицинской помощи производится доплата:
• заведующим и врачам по 5 тыс. руб.;
• старшим фельдшерам и медицинским сестрам по 3,5 тыс. руб.;
• фельдшерам и медицинским сестрам по 3 тыс. руб.;
• заведующим терапевтических, педиатрических отделений поликлиник, дошкольно-школьных отделений по 3 тыс. руб.;
• старшим медицинским сестрам участкового отделения, дошкольно-школьного отделения по 1,5 тыс. рублей.
В 2010 году на эти цели было 16 млн.600 тыс. рублей.
Также производится доплата водителям скорой помощи по 2 тыс. рублей и младшему персоналу по 1 тыс. рублей ежемесячно.
Огромной проблемой остаётся заболеваемость, смертность и инвалидность от сердечно-сосудистых заболеваний. В городе открыты два первичных сосудистых отделения, благодаря чему удалось существенно увеличить количество горожан, кому своевременно удаётся оказать помощь:
- с инсультом - в 2 раза;
- с инфарктом миокарда - почти в 1,5 раза.
Оперативно назначенное и квалифицированно проводимое лечение больным с острым инфарктом снизило летальность в городе на 1,2%. Этого мало, но по сравнению с последними десятилетиями, когда заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями возросла на 30%, это определённый наметившийся перелом. Мы должны активно действовать и делать всё возможное для сбережения свого населения.
Ключевой вопрос для всей системы – разработана программа модернизации системы здравоохранения города Ульяновска на 2011-2012 годы. Мы приступаем к её реализации, и я настойчиво требую от городской системы здравоохранения жёстко связать работу всей системы с качественным улучшением демографических показателей, в первую очередь, с повышением рождаемости и снижением смертности. В лице депутатского корпуса мы ощущаем на этом направлении самую серьёзную поддержку, в том числе в рамках реализации инициированного Думой проекта «Здоровый город».
С целью стабилизации и улучшения демографической ситуации в городе открыты пять Центров здоровья, в 2010 году в них обратились 45 тысяч горожан.
О социальном благополучии в городе свидетельствует улучшение статистики – устойчивый рост показателей по бракам и снижение показателей по числу разводов в городе Ульяновске.
В 2010 году зарегистрировано 6 505 браков (на 524 брака больше чем прошлом)
. Увеличение числа зарегистрированных браков связано с повышением статуса семьи в городском сообществе. Показатели по расторжению браков в городе Ульяновске существенно сократились – в 2010 году было зарегистрировано на 654 развода меньше, чем в 2009 году (3 288 расторжений брака).
В немалой степени снижению количества расторжений брака способствует активная профилактическая работа в этом направлении. Одной из таких форм работы по сохранению семьи является создание «Совета молодых супругов» – нового проекта управления ЗАГС мэрии города Ульяновска, созданного для оказания помощи молодым семьям.
Всё это ведёт к увеличению показателей рождаемости. В 2010 году число родившихся составило 6 тысяч 582 юных ульяновцев.

8. Образование.
Система школьного и дошкольного образования работает стабильно.
С целью решения важнейшей городской проблемы – снижения и ликвидации очереди в детские сады реализуется муниципальная целевая программа «Развитие доступного дошкольного образования в МО «Город Ульяновск» в 2010-2012 годах». В прошлом году она позволила в 2 раза увеличить количество путёвок в детские сады – до 6 тыс. мест. Количество детей, получающих дошкольное образование, в течение года возросло с 18 тысяч 949 до 20 тысяч 815 ребятишек. Для этого на увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях мы направили более 129 млн. рублей.
В 2010 году из городского бюджета выделено 45,5 млн. рублей на изготовление проектно-сметной документации и строительство детского сада №258 в микрорайоне «Искра» по ул. Репина. Ввод в эксплуатацию детского сада (13 групп на 240 мест) планируется в 2011 году.
Проведены ремонтные работы в детском саду №33 (всего выделено и освоено 11 млн. руб.). Данный детский сад будет открыт ко Дню города – 12 июня 2011г.
Кроме того, за счёт средств городского бюджета приобретена шестикомнатная квартира на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: ул. Жиркевича, 5, для оборудования и размещения детского сада (2 группы на 30 мест). Стоимость – 10 млн. руб.
Всего в 2011 году в детские сады Ульяновска придут ещё 4 тысячи 959 дошкольников.
Мы понимаем, что на этом направлении горожане ждут от нас гораздо более высоких результатов, ставим на предстоящий год более серьёзные задачи. Задача – в течение трёх лет полностью ликвидировать очередь в детские сады.
В прошедший Год учителя началась работа по реализации проекта «Наша новая школа». В рамках проекта 100% школ и детских садов города подключены к сети Интернет. В школах города созданы и постоянно обновляются 138 сайтов.
Большинство учащихся получают знания достаточно высокого уровня. В региональном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие 173 обучающихся города Ульяновска. 24 наших школьника стали победителями, победив более чем в половине всех номинаций, 64 стали призерами (также заняв почти половину призовых мест). Процент победителей и призеров 2010 года по сравнению с 2009 годом возрос почти на 9%. 12 учащихся города стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 года.
Составной частью проекта «Наша новая школа» является обновление всей школьной инфраструктуры. Нельзя не отметить проведённую большую работу по капитальному ремонту Гимназии №1. Это большое достижение, которого удалось добиться в текущем году. Здание простояло без капитального ремонта 40 лет. Расходы на проведение ремонта составили свыше 50 млн. рублей, на ремонт бассейна – 2,5 млн. руб.
Отдельно стоит отметить большую работу, проведённую в школе №78, при активном участии азербайджанского Конгресса и Фонда Ильхама Алиева. Это как раз пример успешного взаимодействия власти и общественных организаций. Такой опыт надо приветствовать и развивать.
Проведён ремонт и восстановление всех школьных бассейнов в городе. Мы должны серьёзно заниматься работой по укреплению здоровья школьников.
В 2011 году мы приступаем к реализации программы «Школьные окна», которая будет реализована в течение пяти лет.


9. Социальная работа. Развитие гражданского общества.
Принципиально важное направление работы – социальная поддержка нуждающихся.
В рамках целевой программы «Адресная поддержка населения г. Ульяновска на 2009-2011 годы» были направлены 13,3 млн. руб., из них 10 млн. руб. выделено для оказания помощи на участникам Великой Отечественной войны.
Вопросы обеспечения ветеранов войны жильём остаются приоритетными в работе мэрии. В текущем году сертификаты на жильё получили 340 ветеранов, практически все, кто имеет на это право. Работа будет активно продолжена и в 2011 году. Ещё раз хочу подчеркнуть, что указ Президента РФ Д.А. Медведева об обеспечении всех нуждающихся ветеранов жильём мы выполним в полном объёме. Это наш долг. Повышение качества жизни ветеранов войны было и остаётся одной из самых главных, приоритетных задач для муниципальных органов самоуправления.
На выплаты 25 почётным гражданам было направлено 1 млн. 100 тыс. руб.
В рамках городской комплексной программы «Семья и дети» приняты дополнительные меры по поддержке семей с детьми, выделено 10,7 млн. руб.
Утверждён межкомплексный план мероприятий по формированию безбарьерной среды для маломобильных граждан, проводится реализация программы «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов». В 2010 году из средств городского бюджета на реализацию мероприятий по созданию безбарьерной среды выделено почти 21 млн. рублей.
В Ульяновске действует городская целевая программа «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов в Ульяновске», основными мероприятиями которой являются ремонт и перепланировка жилья для инвалидов-колясочников, оказание адресной помощи, взаимодействие с общественными организациями инвалидов. Помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в рамках программы «Семья и дети».
Выплаты и компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг составили 40,5 млн. руб.
Нашего постоянного внимания требует деятельность общественных организаций: «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общества слепых», «Всероссийское общество инвалидов», благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», а особенно – дети с ограниченными возможностями и члены их семей.
В рамках декады инвалидов в мэрии и во всех районных администрациях города Ульяновска на встречах с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, было вручено 50 компьютеров детям с ограниченными возможностями.
Развиваются отношения конструктивного сотрудничества мэрии с Ульяновским городским Советом ветеранов. 1 октября 2010 года состоялась отчетно-выборная конференция, на которой Совет подвёл итоги работы за 5 лет. Избран новый Совет, председателем которого стал Дмитрий Петрович Добрынин. Много лет руководивший Советом Михаил Михайлович Закурдаев избран Почётным председателем.
Избраны и активно работают, во взаимодействии с администрациями районов, районные Советы ветеранов. В каждом районе необходимо системно работать над повышением качества жизни ветеранов, решением вопросов не только выдачи сертификатов на получение жилья ветеранам войны, вставшим в очередь после 1 марта 2005 года, но и контролировать пофамильно вопросы его реального получения.
Очень важна предлагаемая ветеранами помощь для активизации патриотического воспитания в школах.
9 ноября начал свою работу Координационный совет по делам женщин при главе города Ульяновска, возглавляемый активной Айзатуллиной Алсу Феритовной, членом Общественной палаты Ульяновской области.
Серьёзные вопросы жизнедеятельности города и мэрии рассматриваются совместно с Общественным Советом по культурному, социальному и экономическому развитию при Главе города. Его возглавляет заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Тамара Александровна Дмитриева. Совет рассматривает все административные регламенты, разрабатываемые в мэрии.

10. Работа с молодёжью.
За 2010 год успешно реализованы 30 социально-значимых проектов. В рамках реализации муниципальной целевой программы «Молодёжь 2010-2012» в течение прошлого года организовано и проведено 215 городских спортивно-массовых мероприятий с участием более 135 тысяч человек.
Целенаправленно велась работа по строительству и обустройству детских игровых и спортивных площадок, развитию школьного и дворового спорта. В зимний период 2010 года функционировали 122 спортплощадки, из них 112 кортов для хоккея и ледового катания.
Активно проводилась работа с подростково-молодёжными клубами МУ «Симбирцит».
Одним из самых масштабных и интересных проектов, реализованных Комитетом, совместно с МУ «Симбирцит», стал проект «Жители олимпийского города». В нём приняли участие около 12 тысяч человек. Я сам неоднократно принимал участие в мероприятиях проекта и могу сказать, что в результате его реализации возросла активность жителей микрорайонов, горожане всех возрастов и социальных групп стали более активно принимать участие в спортивных и творческих мастер-классах, праздниках двора.
Считаю принципиально важным направлением в молодёжной политике реализацию проекта «Свирская победа», осуществляемого совместно с «Военно-патриотическим центром «НАБАТ» и помогающего развитию в Ульяновске системы военно-патриотических клубов. Вовлечение как можно большего числа детей и подростков в деятельность по увековечению памяти погибших в ходе Великой Отечественной войны, в деятельность по поддержанию интереса молодежи к 0истории России и родного города – наш долг и задача.

11. Безопасность горожан.
Одно из важнейших направлений – усиление мер общественной безопасности. С удовлетворением хочу отметить, что по большинству видов правонарушений в течение года в Ульяновске отмечалось снижение. Обстановка в Ульяновске стала более спокойной, чего нельзя сказать об обстановке в ряде регионов России. Поэтому мы, в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, постоянно и ежедневно занимаемся профилактикой и противодействием всем формам правонарушений, особенно проявлениям национального и религиозного экстремизма, пресечением малейшей активности молодёжных группировок криминальной направленности.
Одним из главных направлений нашего взаимодействия с правоохранительными органами является реализация комплекса мер по выявлению и пресечению деятельности несанкционированных автомобильных стоянок и мест несанкционированной торговли.
Утверждена муниципальная целевая программа «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновска на 2011-2012 годы».
Новая целевая программа предусматривает внедрение и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной системы безопасности «Безопасный город» и совершенствование материально-технической базы милиции общественной безопасности, в том числе участковых пунктов милиции. Также запланировано создание в городе Центра фото-видеофиксации, который должен серьёзно помочь в борьбе с нарушителями правил дорожного движения. Указанные меры будут помогать представителям правоохранительных органов более оперативно реагировать на совершаемые на территории города правонарушения.

Уважаемые депутаты! Дорогие ульяновцы!

Задачи развития города Ульяновска – масштабны и сложны. Но у нас есть возможности осуществить намеченное. Есть чёткое понимание того, как будет развиваться Ульяновск в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Развитие экономики за счёт активного привлечения инвестиций и реализации прорывных инновационных проектов не только надёжно интегрирует городскую экономику в общероссийскую и мировую систему разделения труда, но и позволит ульяновцам иметь интересную работу и достойную зарплату.
Задачи на 2011 год по социально-экономическому направлению чётко сформулированы губернатором: создать в городе более 11 тысяч рабочих мест, обеспечить повышение заработной платы на 18%, ликвидировать остатки задолженности по заработной плате.
Важнейший вопрос – развитие комфортной среды для инвесторов, для развития малого бизнеса, в первую очередь – для реализации инновационных проектов. Объём инвестиций в 2011 году превысит 4 млрд. рублей. Также город должен активно развивать свою туристическую привлекательность.
Мы существенно улучшим качество жилищно-коммунальных услуг. Будем стремиться проводить эту работу в самом тесном взаимодействии с жителями, в том числе при организации территориального общественного самоуправления в городе Ульяновске и создании института старших по домам. В настоящее время в городе создаётся система территориального общественного самоуправления во всех четырёх районах г. Ульяновска.
Дорожно-транспортная инфраструктура города должна соответствовать всем необходимым российским стандартам. В 2011 году мы привлечём из федерального бюджета 312 млн. рублей на капитальный ремонт внутриквартальных дорог и тротуаров. Эту возможность нам обеспечила поддержка партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», поэтому важно совместно с депутатами и жителями чётко определить адресный перечень работ в городских дворах – таких дворов должно быть не менее 100, – обеспечить надёжный контроль за их проведением.
Важнейшим вопросом является обеспечение высокого качества всех видов производимых в городе работ. В ближайшее время мы заключаем контракт на закупку новой дорожно-строительной техники на сумму 80 млн. рублей.
Для качественного улучшения ситуации в сфере пассажирских перевозок совместно с министерством промышленности и транспорта Ульяновской области мы приобретём в лизинг 50 единиц автобусов ЛИАЗ, в среднесрочной перспективе – ещё 85 автобусов.
Международное сообщество предоставило Ульяновску почётное право представлять Россию на культурном пространстве Содружества, – это позволит на новом уровне подтвердить гордое имя «родины талантов» и культурной столицы. Будут проведены сотни интереснейших мероприятий, мы ожидаем тысячи гостей из самых разных стран и регионов.
У нашей молодёжи появятся новые возможности и новые стимулы строить своё будущее на своей «малой родине».
Будут улучшены условия для семейного отдыха и досуга, занятий физкультурой и спортом, ведения здорового образа жизни. Мы приступаем к реализации инициированной депутатами Ульяновской городской Думы программы «Здоровый город». В марте мы вступили в Ассоциацию «Здоровые города России», в апреле вступим в Ассоциацию «Здоровые города Европы».
Думаю, что близки к этой сфере и задачи «Года садоводов», который объявлен Губернатором С.И. Морозовым, основная часть разнообразных мероприятий будет проводиться для ульяновских садоводов.
Необходимо активно решать вопросы водоснабжения Ульяновска и пригородных территорий, завершения газификации и другие проблемы пригородной зоны.
В «сбережении народа» наша стратегическая цель – добиться, чтобы в ближайшие годы рождаемость превысила смертность. Эта задача крайне трудная, но через комплексную модернизацию систем здравоохранения и образования, особенно дошкольного, через наращивание динамики рождаемости, мы должны её выполнить.
Необходимо обеспечить надёжный уровень социальной защиты для всех нуждающихся: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных и многодетных семей. Существенно повысить уровень поддержки маломобильных граждан, развивать городскую доступную безбарьерную среду. Особенна важна работа по трудоустройству инвалидов.
Реализация этих задач шаг за шагом уверенно приближает нас к достижению цели – превратить Ульяновск в уютный чистый современный город – город европейского облика и европейских стандартов, город XXI века, культурную столицу Содружества.
Кто-то может сказать, что планы руководства города – утопия, несбыточные мечты, весьма далёкие от сегодняшней действительности. Отвечу: будущее города зависит только от объединённых усилий всех горожан. Мы сами, совместными усилиями, – гражданское общество, избиратели, деловое сообщество, депутаты, сотрудники органов местного самоуправления – выбираем себе цели и инструменты их достижения.
Глубоко убежден, что все планы развития Ульяновска реальны и выполнимы при одном важном условии: если каждый будет добиваться конкретных полезных результатов на своём рабочем месте. Только так, объединив усилия, мы сможем обеспечить жителям города Ульяновску благополучие, развитие и хорошие перспективы.
Уверен: все задачи будут выполнены.

Благодарю за внимание.