Сегодня 60-летний юбилей отмечает основная владелица крупнейшей ульяновской текстильной фабрики «Русь», Заслуженный предприниматель России, Почетный работник текстильной и легкой промышленности Зинаида Измайлова. В интервью 73online.ru она рассказала о том, легко ли быть женщиной-руководителем, как ей удалось пережить рейдерский захват предприятия и действительно ли теперь она готова продать фабрику «Русь» за 350 млн рублей.

Трикотажная фабрика «Русь» работает в Ульяновске с 1992 года. Но история у предприятия более богатая. Еще в 1941 году первые корпуса предприятия были эвакуированы в Ульяновск из Витебска. Зинаида Измайлова встала у руля фабрики в 1997 году, а сейчас является держателем самого большого пакета акций (49,66%). Кризис для Измайловой – это удачный момент занять стойкую позицию на рынке, а рейдерский захват в 2007 году она отразила с холодным спокойствием, после чего этот в момент в истории фабрики не раз называли «настоящим чудом».

Свой юбилей Зинаида Измайлова встречает с улыбкой, но все равно признается, что цифре 60 она не очень рада:

- 59 – это лучше, чем 60. Муж меня спрашивает: «Чем тебя порадовать?», а я ему отвечаю: «Верни мне мои 30!». Вот чего мне хотелось бы. Буду отмечать на фабрике. У нас так принято – радовать друг друга в день рождения. Принесу коллегам сладости, которые сама люблю. В этот праздничный день для меня очень важно выразить им слова благодарности за то, что они терпят меня с моими плюсами, и минусами. Конечно, вечером соберемся за праздничным столом с семьей. Так получилось, что моя сноха тоже отмечает день рождения в один день со мной: ей 27, мне 60, вот такой двойной праздник. В семейном и рабочем коллективах.

В 2007 году фабрика «Русь» оказалась втянута в крупный скандал - Зинаида Измайлова заявила, что предприятие рейдерским путем пыталась захватить некая московская текстильная фирма, и призвала общественность не допустить этого. Благодаря грамотным действиям руководства и коллектива фабрика смогла устоять на плаву.

- Мы пережили попытку недружественного поглощения нашего предприятия. Да, момент был очень тяжелый, но мы выстояли, сражались не на жизнь, а на смерть! Надо сказать, что наше предприятие было не одним, которое подверглось такому захвату, но мы одни из немногих, которые смогли этому противостоять. У меня очень компетентная команда. Мы очень грамотно решали вопросы с акциями. Следили за рыночной стоимостью акций, покупали акции сотрудников, которые хотели их продать. Коллективу было ясно, что это была попытка раздраконить предприятие, растащить его по кускам. Их цель была не купить предприятие, а взять бесплатно. Люди мне верили. Я как шпала – очень прямая, прямолинейная, стараюсь не лукавить. Фабрика – это моя вторая семья. Потом уже многие мужчины-руководители говорили мне, что это настоящее чудо, что нам удалось выстоять. Много комплиментов слышала в свой адрес.

Действительно, не каждый мужчина-руководитель сможет в ежовых рукавицах держать такое огромное предприятие. Измайлова считает, что это у нее врожденное. Ну и, конечно, надо уметь учиться – в том числе на своих ошибках, и обходить рифы, которые прячутся в пучине жизни.

- Как мне так долго удалось усидеть? (смеется) Нужно чувствовать время, оно очень быстро летит, к сожалению, а успеть надо многое. Наша молодежь недостаточно стратегически мыслит, не очень хорошо думает на перспективу. Все это надо уметь. Мне кажется, что это врожденное. Далеко не все могут так успешно работать. Конечно, время было очень тяжелое, но когда было легко? В сухом остатке - я ни о чем не жалею. Я довольна своей судьбой.

За многолетнюю историю своего существования фабрика «Русь» успела пережить несколько кризисов, но Измайлова считает, что кризисы идут на пользу. Главное – это вовремя оценить обстановку.

- В кризис очень важно оценить обстановку и понять, что произошло. Перестроиться под новые условия работы. Быстро, четко и грамотно запустить фабрику под новые условия работы. Нам удалось. У нас вынужденно большая оборотка на предприятии. Как кровь в жилах у человека. Кровь слили – тело мертвое. Бизнес без оборотки тоже существовать не может. Мы всегда живем в долларовой зоне: покупаем хлопок за доллары, красители и химикаты в Европе за евро. Мы привязаны к курсу намертво. Нам приходится очень быстро ориентироваться и приводить свою оборотку в соотношение к действующим финансам. Кстати, в кризисных ситуациях тоже есть свои плюсы – возможность закрепиться в какой-то нише рынка, например. Нам пока удается.

Летом этого года появилась информация о продаже здания и производственного комплекса «Русь» за 350 млн рублей. По мнению наблюдателей, объявление появилось с целью посмотреть на спрос, прицениться - это один из способов анализа рынка и активов.

- Я ждала от вас этого вопроса. Информация действительно такая была. Это наша информация, она из надежных источников. На данный момент наша семья владеет контрольным пакетом акций. Последние пять лет я не занимаюсь активно бизнесом. Работают мои дети. У них, конечно, есть свое понимание и своя стратегия. Они взяли мощный курс на выполнение заказов армии России. Большие объемы, недавно закончили 100-миллионный заказ. Держателям таких заказов интересна и собственность тоже, чтобы предприятие было привязано.

Измайлова рассказала, что ее семье поступали самые разные предложения, но они не были готовы к продаже. Сейчас это обсуждаемо:

– Мы готовы пойти на совместную собственность с рядом предприятий с целью получения более стабильны крупных заказов для госструктур. Я готова, и моя семья тоже. Мы готовы принимать решения в интересах дальнейшего развития предприятия. Сегодня наша стратегия – это крупные бюджетные заказы. И нашим швеям тоже понравилось шить футболки для армии. И зарплаты значительно выше.

По словам Измайловой, фабрика открыта для любых заказов, включая работу с известными брендами и коммерческими структурами, как то: "Аэрофлот", "Роснефть", "Татнефть", "Башнефть".

Больше всего Зинаида Измайлова гордится тем, что ей удалось завоевать уважение коллег.

- Конечно, они будут говорить, что очень любят меня! (смеется) Давайте честно. Любой человек состоит из плюсов и минусов. У меня очень сложный характер, я очень жесткий человек, где-то, может, несдержанный. Могу резко высказаться. Кого-то, может, и обидела неоднократно. Не подарок, конечно, но я не золотая монета, чтобы меня любили. Я такого и не ждала. Я всегда хотела, чтобы меня уважали за результаты работы и профессионализм. Мне кажется, что мне это удалось. Одна из наших сотрудниц высказалась для книги о нашей фабрике, что последние 20 лет «Русь» существует благодаря Измайловой. Для меня это лучший комплимент!

Маргарита Николаева