«Наш дом по адресу проспект Филатова, 15 обслуживает ЖСК «Комплекс». Год назад прошла информация о том, что в отношении ЖСК начата процедура банкротства из-за многомиллионных долгов за тепло. Соседи даже говорили, что надо срочно менять обслуживающую организацию. Изменилось ли положение дел?»

Анна Петровна, пенсионерка, Ульяновск

Ульяновский ЖСК «Комплекс», действительно, на протяжении последних нескольких лет считался одним из крупнейших в городе должников за потребленные коммунальные ресурсы. В конце 2016 года в Арбитражный суд поступило заявление о введении в отношении УК (обслуживает 24 дома Ульяновска) процедуры банкротства. Тогда суд принял положительное решение и ввёл первую стадию процедуры. Причина весома: на тот момент задолженность ЖСК за тепловую энергию перед Ульяновским филиалом «Т Плюс» на 01.01.2018г. составляла более 132 миллионов рублей. Это стало причиной возникновения слухов среди жителей: мол, «Комплекс» развалится до окончания процедуры банкротства, а собственникам лучше выбрать другую управляющую компанию.

Сразу же нужно сказать: современного городского жителя новостями о банкротствах не удивишь. То и дело мелькают сведения о финансовой несостоятельности тех или иных организаций, обслуживающих жилой фонд. Но на деле всё не так однозначно. Для ряда структур официальное банкротство ‒ путь к оздоровлению, особенно если долги накопили нерадивые управленцы. Именно так получилось с ЖСК «Комплекс». Назначенный судом арбитражный управляющий Наталья Гасанова привела дела ЖСК в порядок, развенчав миф о банкротстве как о приговоре.

‒ Наталья Владимировна, слово «банкротство» для большинства непосвященных звучит пугающе. Однако, с момента введения процедуры внешнего управления прошло 10 месяцев, а ЖСК «Комплекс», как мы видим, как раз наладил свою работу…

‒ Работа не только налажена, предприятие начало выходить на положительную рентабельность. Несмотря на то, что процедура банкротства была начата судом, банкротом ЖСК «Комплекс» не признан. Восстановление платежеспособности предприятия вполне возможно. И это моя основная задача. За истекший период нам удалось оптимизировать статью «Содержание и ремонт жилья», накопить средства по статье «Капитальный ремонт», а также провести все необходимые мероприятия по текущему ремонту, и при этом получить прибыль по данной статье в размере 2 миллиона рублей. Еще 2 миллиона рублей прибыли нам принесла работа по взысканию дебиторской задолженности.

‒ В прошлом году, когда тема банкротства ЖСК активно муссировалась в ульяновских СМИ, некоторыми «экспертами» высказывались предположения, что невозможно решить проблему без дополнительных сборов с жильцов. Как вести себя собственникам, чья управляющая организация находится, так сказать, в зоне риска банкротства?

‒ Ни при каких обстоятельствах при банкротстве УК жители не должны нести за это ответственность. Никаких дополнительных расходов в связи с банкротством управляющей компании у них быть не может, собственники оплачивают только содержание общего имущества, размер которого определяется по утверждённым расценкам, а это никак не зависит от тех сложностей, которые возникают у юридического лица, обслуживающего их. Поэтому паниковать не нужно: во многих случаях если процедура банкротства введена вовремя, то в дальнейшем ее можно будет прекратить и восстановить платежеспособность компании. Но в любом случае собственникам необходимо собраться, затребовать у управляющей компании и обсудить структуру задолженности.

Потому что если она возникла из-за того, что УК, получив деньги за определенные ресурсы от граждан, перечисляла их в адрес сомнительных получателей по сомнительным договорам (займы, консалтинг, подряды с невидимыми результатами), то это повод усомниться в надёжности данной УК.

‒ Прежние руководители ЖСК обозначали причиной огромной задолженности так называемые выпадающие доходы, когда объем ГВС, выставленный по нормативам, превышал сумму показаний по индивидуальным приборам учета. Насколько это справедливо?

‒ Одной из первостепенных мер, предпринятых мною, стало исправление ситуации, созданной при бывшем менеджменте. Конечно, выяснилось, что те причины образования долгов, на которые ссылались управленцы, несостоятельны.

Я подала два иска о взыскании убытков с двух председателей правления, которые были в разное время руководителями ЖСК. То, как они вели административно-хозяйственную деятельность – основная причина такой огромной задолженности. Например, ко мне обращались жители по поводу высокой стоимости услуги отопления. В 2013 году председатель принял решение установить датчики погодного регулирования. Экономия могла быть реальной: по словам производителя оборудования, оно позволяет экономить до 30 процентов потребления тепловой энергии. На это были потрачены немалые деньги, но выяснилось, что купленное оборудование так никогда и не использовалось в работе. В течение нескольких месяцев не велся документооборот, главный бухгалтер ЖСК уволилась, не сдав отчетности. Собственники жилья вообще не были в курсе того, что происходило в управлении их домами: никто из ЖСК не вел разъяснительную работу о своей деятельности, и никто не отчитывался перед жильцами…

Понятно, что при таком подходе к управлению проблема росла, как снежный ком, и сумма задолженности увеличивалась очень быстро. Внешнее управление в данном случае представлялось кредиторам единственным шансом сохранить и оздоровить предприятие. Не развалить, а, выявив, куда и как шли деньги, помочь им разобраться с ситуацией и принять комфортный для всех график погашения долгов.

‒ Как вам удалось за относительно небольшой срок стабилизировать работу организации? Что конкретно было сделано?

‒ Я оспорила ряд сомнительных с экономической точки зрения сделок, привлекла жителей к созданию инициативных групп собственников для наблюдения за деятельностью ЖСК. Словом, оптимизировала бизнес-процессы, и сегодня прогноз восстановления платежеспособности «Комплекса» самый благоприятный. В мае я планирую провести собрание кредиторов, изменить план внешнего управления, увеличить срок управления на 6 месяцев. Также хочу предложить оптимизировать статью «Содержание», сейчас она не отвечает имеющимся потребностям. В общем, работы еще предстоит много, но то, что все трудности мы преодолеем, сомнению не подлежит. Банкротства уже удалось избежать. В целом, восстановление платежеспособности «Комплекса» считаю вполне перспективной задачей.

‒ Что Вы посоветуете жителям, которые больше всего заинтересованы в стабильной работе ЖСК «Комплекс»?

‒ В первую очередь, не паниковать. Понятно, что граждане переживают за то, как будет обслуживаться их здание, но паническими настроениями можно только дестабилизировать и без того непростую ситуацию. Лучше всего ‒ лично убедиться в том, что ЖСК прочно встал на рельсы финансовой перезагрузки ‒ все проходит в рамках закона, что важно ‒ и успокоить соседей.