15 августа историку, краеведу и литератору Жоресу Трофимову исполнилось 94 года. Наша редакция лично поздравила автора 40 книг про знаменитых ульяновцев с днем рождения и узнала, о ком будет следующая книга Трофимова, как выглядит его архив и какой подарок ему бы сейчас пригодился.

На день рождения к Жоресу Александровичу я иду в одну из девятиэтажек в центре города. Самого известного краеведа Ульяновска встречаю сразу, как выхожу из лифта — именинник провожает гостей. За сегодня это пятый или шестой визит. Ни он, ни его супруга Наталья Михайловна не удивляются приходу совсем незнакомого человека, пусть даже и с подарком. И даже просят не снимать обувь, когда я вхожу в их небольшую, но уютную квартиру, где Трофимовы живут последние 40 лет. В зале и в коридоре большие книжные шкафы. Вместе с книгами на них стоят фотографии разных лет. На одной из них в форме 20-30-х годов - отец Жореса Александровича.

То, что Трофимов будет связан с нашим городом как никто другой, наверное, было определено ещё до его рождения. Дело в том, что отец будущего писателя и краеведа родился в городе Алексин Тульской губернии, откуда предположительно родом основатель Симбирска Богдан Хитрово. Ещё в молодости Александр Трофимов был близок с политическими кружками и после революции вступил в Красную армию, быстро продвигался по службе и много переезжал с женой вместе со своей военной частью. Сам Жорес Трофимов родился в 1924 году в Могилеве. В 30-х семья Трофимовых переехала в Казахстан — там рядом с местом, где построят будущий Байконур глава семейства получил высокую должность и даже служебный автомобиль, подчеркивает Жорес Трофимов. Позже из-за резких слов на одном из выступлений, Александра Трофимова снимут с должности. Когда начнется война, он сам попросится на фронт в чине рядового, хотя в свое время был офицером, и погибнет где-то под Сталинградом.

Мобилизации в первый год войны Жорес Трофимов не подлежал, хотя неоднократно обращался в военкомат. Только в 1942 году, когда Трофимову исполнилось 18, его отправили в Харьковское военное авиационное училище, которое эвакуировали в Среднюю Азию. В 44-ом вместе с другими выпускниками его отправили на Закавказский фронт в Тбилиси. После войны Трофимов служил в Пензе, Ульяновске. Служил в Ленинграде, Риге, Литве и даже в группировке советских войск в Германии. В отставку он выйдет только в 1973 году в звании полковника.

- Моя мать работала в библиотеке ещё до войны. Я за неё частенько работал. И я читал много, и мать много читала, и отец. Позже я попал в эти края, в училище связи. Я преподавал ещё и в пединституте. Здесь я подружился с теми, кто занимается темой Ульянова. Они меня и вовлекли в литературную деятельность, - вспоминает Трофимов про свой переход от военной службы к краеведению и литературе.

В этот момент ему звонит внучка Таня. Принимая поздравления, именинник обещает написать ещё одну-две книги. Всего же он написал 40 книг общим тиражом полтора миллиона экземпляров. Кроме того, печатался во всесоюзных газетах и журналах. Только про одного Илью Николаевича Ульянова Трофимов написал шесть книг о разных периодах его жизни.

- Я написал несколько книг о Гончарове. Сейчас я хочу третью написать. У меня есть материал, я его выписывал в свое время. Были всякие перипетии, почему не брался - то я болел, то жена. Но вчера смотрел материал и решил, что я возьмусь за «Обрыв», - приоткрывает завесу тайны Трофимов. - Я старался почти обо всех писателях что жили здесь, сказать свое слово. Я работал по литературным архивам Казанского, Оренбургского, Московского, Ленинградского университетов. Работал добросовестно. Я копаю глубоко, так, чтобы раскрыть все, что можно раскрыть. А во-вторых, чтобы меня никто не переделывал.

- А какая архивная находка для вас самая значимая и важная?

- Я нашел квартиру, где родился Ленин. Это самая неожиданная находка. И там создан музей, который работает и сейчас. Он создан благодаря мне. Вы знаете, какая была за него борьба? Местные власти писали обо мне в ЦК, в институт марксизма-ленинизма, но там были на моей стороне. Сейчас работают три музея, которые создал я. Один — где родился Ленин. Второй — начальное народное училище. Я нашел его, нашел биографию первой учительницы Ленина Паршукевич. Нашел людей, которые там когда-то учились.

Открывать музей Керенского, по мнению Трофимова, не стоит: «Семья Керенских не такая интересная». В этот момент жена вновь приглашает супруга к телефону - с поздравлениями звонит губернатор Сергей Морозов. Договариваются, что может быть ближе к ночи глава региона зайдет лично поздравить.

Я уже собираюсь уходить - все-таки неловко отвлекать в праздник, но Трофимовы меня просто так не отпускают и приглашают за стол. Дамы пьют вино, мы с Жоресом Александровичем пьем водку, которую в рюмки разливает сам именинник. «Он пьет только водку, - сдает мужа Наталья Михайловна. - Но сейчас, конечно, поменьше».

- Хочу пожелать вам всем, чтобы вы дожили до тех же лет, что и я, - произносит первый тост Жорес Александрович.

- Вот исполнится ему 100, мне придется дотянуть до 90, чтобы за ним ухаживать, - говорит Наталья Михайловна. - Так я и тянусь за ним постоянно.

Второй тост Жорес Александрович поднимает за очаровательных женщин. Очаровательные женщины с шуткой замечают, что Жорес Александрович редко бывает таким романтичным. Что, впрочем, не мешает ему жить вместе с женой уже 42 года.

С Натальей Михайловной Жорес Трофимов познакомился в Пензе, когда преподавал там в военном училище. Наталья Михайловна жила в военном городке и преподавала в институте. У пары четверо детей, не считая еще двоих от предыдущих браков. Их союз не только семейный - Наталья Михайловна была корректором почти всех сорока с лишним книг Жореса Трофимова. Для этого она в 70 лет освоила компьютер.

Вновь звонит телефон. Именинника поздравляет его родной брат Владимир, который сейчас живет в Израиле. Когда началась война, 16-летний Жорес остался за старшего. Младшему брату было восемь месяцев, а среднему - шесть лет. Они так и остались после войны жить в Узбекистане, работали на авиационном заводе. После распада Советского Союза в среднеазиатской республике начались антирусские волнения. Местные жители убили одного из братьев Трофимова ради квартиры. Второй сумел уехать за границу. Почти вековая история Жореса Трофимова и его семьи - самый наглядный учебник истории.

Трофимов издал около 40 книг, несколько планируются к выходу и ещё несколько так и не вышли.

- В советское время за книги хотя бы платили гонорары. Причем за исследовательскую литературу платили меньше, чем за художественную. Например, Благову (Николай Благов - русский советский поэт и журналист. Прим. ред.) за одну страницу стихов платили столько, сколько Жоресу за несколько. Благов жил недалеко, и мы тут с ним не одну рюмку чая выпили, - вспоминает Наталья Михайловна. - А потом Жорес все книги издавал за собственные деньги. Поэтому некоторые так и не вышли ещё.

Сколько точно книг ещё в планах литератора, наверное, не знает даже он сам, но материала на них точно хватит. Все свои рабочие бумаги Жорес Трофимов хранит в архиве, который располагается во второй комнате. Она вся забита бумагами. И это не фигуральное выражение. От порога и до окна весь пол завален рукописями, не говоря про мебель. Последнее время Жорес Трофимов его разбирает. Как он проходит до стола через бумажную толщу, я не представляю.

Жорес Трофимов в свои 94 года помнит многое, крепко жмет руку и бодрым голосом принимает поздравления. Но проблемы со здоровьем все-таки есть. Жорес Александрович уже давно должен пользоваться слуховым аппаратом, но его все никак не могут сделать.

- Ему в больнице сделали сурдограмму, - рассказывает Наталья Михайловна. - Но там у меня украли кошелек с деньгами и вот эту бумагу тоже.

С тех пор Жорес Александрович так и живет без необходимого слухового аппарата. А помочь почетному жителю Ульяновской области никто не торопится. Это действительно был бы хороший подарок, хотя ни он сам, ни его жена ни о чем никого не просят. "Я как-то равнодушен к подаркам. Живу скромно, машин мне тоже никогда не надо было", - рассказывает Трофимов.

На прощание именинник дарит мне книгу "Кривда и правда о Ленине", которую лично подписывает. Попутно автор рассказывает, что 250 экземпляров у него приобрел депутат Госдумы и позже раздал в Москве.

Артем Горбунов