Продолжаем изучать годовой отчет Агентства по туризму Ульяновской области. Начало – здесь. В конце 2017 года из областного бюджета выделили аж 10 миллионов рублей субсидий на туристические проекты. Из 80 претендентов экспертный совет под предводительством Александра Смекалина отобрал шесть. Среди них, по хорошей региональной традиции, не обошлось без «столичности». На что ушли деньги и помогут ли они развить туризм в области?

По ком звонит колокол?

Столичность – это про новогодний фестиваль «Старая Майна – Новогодняя столица Ульяновской области». Почему Старая Майна наша новогодняя столица? Может, Дед Мороз по дороге из Великого Устюга первым делом заезжает туда? Может, в семьсот мохнатом году там впервые установили елку? Может, Старая Майна – это прародина Руси и берег исполнения желаний? Серьезно, без шуток.

Ну хорошо, допустим. Чем же удивила Старая Майна всю область перед Новым годом, какие «столичные стандарты» праздника задала?

Открываем план новогодних мероприятий на сайте муниципального образования. Тут смешалось все – районные турниры по хоккею с мячом, волейболу, настольному теннису (!), обливание холодной водой и стандартные выступления сельской самодеятельности. Плюс полюбившееся нашим мелким чиновникам слово «флешмоб». Оно для наших муниципальных деятелей культуры настолько загадочно и священно, как для маленьких детей появление подарков под ёлкой 1 января. Даже в кавычки его берут – наверное, для пущей важности.

Но где здесь деньги? Ведь за песни бабушек и постукивание ракеткой по мячику платить никому не надо. На что ушли субсидии? На новогоднюю суперзвезду.

С Новым годом Старую Майну поздравила группа «Божья коровка». Да, та самая которая исполняет «Гранитный камушек» и… вроде все. Как написали хит 20 лет назад, так только его и исполняют. Где-то там, в середине 90-х, видимо, остались и представления наших ответственных за культуру и туризм о проведении праздников.

Можно предположить, что дополнительные финансы потребовались на иллюминацию – по заверениям главы района, Старая Майна впервые утонула в таком количестве гирлянд. Важной частью программы стал телемост с Ханты-Мансийском. Который, к слову, суть новогодняя столица всей России. Не только мы так изощряемся – федеральный тренд!

А еще созвали со всей области Дед Морозов, устроили им парад под звон «Колокола Желаний» - наверняка все участники желали ульяновскому туризму процветания. Ну, или хотя бы адекватных проектов. Впрочем, полюбуйтесь сами.

Изобретая велосипед

Безусловно, нельзя относиться к провинциальным праздникам слишком строго. Люди стараются, как умеют, зачастую вовсе без средств создают своим односельчанам праздник – молодцы!

Вот только туризм тут при чем? Почему «Божья коровка» оплачивается из денег, выделенных на его развитие? Какое значение новогодний фестиваль (даже не «многосерийный»!) имеет для повышения туристической привлекательности региона? Очевидно – никакого. Тогда как он попал в список победителей и в итоговый отчет?

Продолжаем его прочтение. Еще один проект-победитель принадлежит разработчикам мобильного приложения-путеводителя для туристов, которые подчеркнули, что очень важна эта тема в преддверии Чемпионата мира по футболу. Мол, понавалят из самар, казаней и прочих сарансков к нам болельщики, установят на свои телефоны приложения, и как пойдут гулять по нашему стольному граду!

Дело, в принципе, хорошее. Вот только подобное приложение уже разработано и распространяется через AppStore и PlayMarket. Вполне себе функциональное, многоязычное, с возможностью бронирования гостиниц и описанием достопримечательностей. Правда, особой популярностью оно (пока) не пользуется – количество скачиваний не превышает тысячи. Но это уже готовый продукт, который можно брать и пользоваться, не вкладывая денег и сил. Можно даже в контакт с разработчиками включиться для доработок – наверняка они будут рады вниманию властей к своему детищу.

Есть в списке и более серьезные проекты – например, окончание строительства четырехэтажного многофункционального туристического центра на улице Федерации. Звучит солидно, но как вспомнишь, что речь идет о сумме примерно в два миллиона, так тут-же плохеет: для возведения большого строения такие деньги – просто капля в море.

Круче шашлыка и медовухи, позади картошки и котлет

Существенная часть отчета посвящена местам Ульяновска в разнообразных рейтингах, имеющих отношение к туризму. Чиновники с гордостью заявляют, что наш маршрут «Ульяновск – родина Ленина» вошел в топ-100 туристических брендов России в 2017 году. Выглядит мощно, но что по факту?

А то, что мы лишь на 84-м месте. Чтобы было понятно, первая пятерка выглядит так: Третьяковская галерея, Московский Кремль, Эрмитаж, Петергоф, Большой театр. «Тульский пряник», самый высокий провинциальный бренд, забрался на седьмое место. На 44-й позиции, например, тамбовская картошка, на 53-й пожарские котлеты из Твери, на 76-й вологодский лен, на 79-й белёвская пастила из Тульской области. По совокупности факторов мы уступаем им всем, расположившись между островом Ольхон и Генуэзской крепостью в Крыму.

Благо, хоть дагестанский шашлык, владимирскую медовуху и мичуринские яблоки опередили – успех!

Но гораздо более интересно изучить структуру этого рейтинга. Составляли его центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», опрашивая тысячу респондентов по всей России. Им задавали три вопроса: «Известен ли вам этот бренд?», «Знаете ли вы в каком регионе он находится?», «Хотели бы вы его посетить?».

В первых двух категориях «Родина Ленина» набрала неплохие цифры – 67 и 78% соответственно. А вот приехать в регион, чтобы познакомиться с брендом ближе захотели лишь 39% опрошенных. Увы, но это самый низкий показатель среди всех ста представленных брендов. Суровая правда, о которой не принято упоминать в итоговых отчетах.

Нужны ответы

Что делать – посыпать голову пеплом? Ни в коем случае! Но уж точно пора прекратить имитировать бурную деятельность. Честно взглянуть в глаза реальности, прекратить грезить о том, что мы когда-нибудь станем туристической Меккой. Закончить думать о декорациях, типа новых брендов. Если есть лишние 10-20 миллионов на бренд, лучше потратьте его на серьезное маркетинговое исследование, которое должно ответить на главные вопросы: «Что может привлечь туристов в наш город?» и «За какие деньги и при каких условиях они готовы к нам приехать?».

За такой труд нам спасибо вся туристическая отрасль России спасибо скажет.

Влад Градов.