В следующем году бензин может подорожать на 15%. С 1 января государство увеличит акциз на топливо в полтора раза. Сейчас цены на бензин, которые ульяновские водители видят на заправках, заморожены — государство пытается не поднимать напряженность в обществе, поэтому практически в директивном порядке дает команду искусственно занижать розничную цену. Однако в следующем году сдержать рост цен может и не получиться.

По данным Росстата, с начала года цена на литр 95-го в среднем по стране выросла с 41,02 рублей до 44,53 рублей, то есть на 8,5%. При этом летом правительство даже отсрочило повышение акциза, оставив его на прежнем уровне.

Топливо облагается государственным акцизом, налогом на добычу полезных ископаемых и налогом на переработку. Выплаты по этим трем налогам составляют до 65% в структуре ценообразования бензина. И это помимо НДС, который повысится до 20%, и производственных расходов. Как говорят работники топливной сферы, при цене около 40 рублей за литр реально бензин должен стоить 45-46 рублей. Крупные сетевые АЗС согласились заморозить цены, пишет «Коммерсант». Есть мнение, что это сделано дабы не нагнетать в обществе социальную напряженность. На торможение цен согласились крупные сетевики, такие, например, как «Роснефть», а главной возможностью заработать и не уходить к нулю стал экспорт.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко подтвердил, что реальная цена бензина должна быть выше:

- Да, это так, если сравнить замороженные розничные цены на заправках по состоянию на 3 мая. За тот период, что прошел с конца мая по сегодняшний день, оптовые цены не росли благодаря снижению акцизов, а потом дальше под воздействием соотношения цены барреля нефти и курса рубля пошел рост оптовых цен. В результате этого минимизировалась маржа. Поэтому если сегодня сравнивать замороженные розничные цены и оптовые, то да, соотношение такое. Для того чтобы выйти на оптимальную маржу нужно повышать розничные цены или снижать оптовые.

Сергиенко рассказал, что государство пытается влиять на топливный рынок административными мерами, однако игроки игнорируют его указания:

- Вице-премьер Дмитрий Козак проводил совещание, чтобы снизить биржевые и мелкооптовые цены за счет увеличение предложения на внутреннем рынке и на бирже. Но дело в том, что эти указания игнорируются. В сентябре аналогичное совещание было у премьер-министра Дмитрия Медведева. И там Козак обязывал поставлять на внутренний рынок больше на 3%, чем было в прошлом году. Но никто этого не выполнил, потому что экономическая привлекательность экспорта выше, чем у внутреннего рынка. И когда за товар можно заработать больше, чем поставляя его на невыгодный внутренний рынок. Сдерживающих механизмов нет, и как только растет привлекательность экспорта, все как пылесосом высасывается туда.

- Как это отразится на независимых АЗС?

- Мы ведем еженедельный мониторинг и по нашим данным, на Дальнем Востоке сейчас 90% АЗС готовы закрыться. У многих минусовая маржа, сейчас кризис по зимнему дизельному топливу.

Сейчас акциз на бензин 5 класса составляет 8 213 рублей за тонну. С 1 января 2019 года он вырастет почти в полтора раза до 12 314 рублей за тонну. Акциз на бензин, не соответствующий 5 классу, останется на уровне 13 100 рублей. Григорий Сергиенко считает, что повышение акцизов приведет к взрывному росту цен на бензин. Такого же мнения придерживаются в Федеральной антимонопольной службе.

- Министр Антон Силуанов заявлял, что цены никак не поднимутся. Взял бы и сравнил, как меняются цены после повышения акцизов. И сейчас он заявляет, что ничего не будет. Надо понимать, что дальше будет с ценами на нефть и чем могут грозить различные политические катаклизмы, - говорит Сергиенко.

По всей видимости, наш собеседник имеет в виду следующее заявление министра финансов РФ Антона Силуанова: "Мы не рассчитываем ни на какие скачки цен на бензин и дизельное топливо в России и никакие скачки не планируем. Почему? Потому что несмотря на рост акцизов начиная с 1 января 2019 года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться нефтеперерабатывающим компаниям, в результате которого будет скомпенсировано, сдемпфировано это увеличение нагрузки" (цитируется по РИА Новости).

В начале этой недели департамент цен и тарифов Ульяновской области опубликовал последние данные о ценах на бензин. По нашим наблюдениям, некоторые значения отличаются — в последнее воскресенье цены на заправках «Роснефти» были немного выше указанных департаментом.

«Роснефть» (здесь и далее в скобках указано повышение с начала года)

  • АИ-92 - 40,46 (8,6%)
  • АИ-95 - 43,39 (7,4%)
  • АИ-98 - 46,19 (4,5%)

«Татнефть»

  • АИ-92 - 40,5 (8,3%)
  • АИ-95 - 43,4 (7,4%)
  • АИ-98 - 49,4

«Ресурс-Ойл»

  • АИ-92 - 40,5 (8,7%)
  • АИ-95 - 43,3 (7,6%)

«Ульяновскцентргаз»

  • АИ-92 - 40,65 (8,4%)
  • АИ-95 - 43,59 (7,7%)
  • АИ-98 - 49,99 (13,6%)

«Эко-нефть»

  • АИ-92 - 40,55 (9,3%)
  • АИ-95 - 43,35 (8,1%)

«Л-Ульяновскнефтепродукт» (ЛУКОЙЛ)

  • АИ-92 - 40,99 (5,7%)
  • АИ-95 - 43,59 (4,1%)
  • АИ-98 - 49,55 (4,8%)

«Башнефть»

  • АИ-92 - 40,3 (7,8%)
  • АИ-95 - 43,1 (6,7%)

В среднем розничная цена на бензин в Ульяновской области ниже средней по России. Отчасти это можно объяснить большой концентрацией нефтеперерабатывающих заводов в Поволжье по сравнению с остальными регионами России. Тем не менее в начале лета ульяновские водители несколько раз участвовали в акциях против повышения цен на бензин.

Артем Горбунов