С сегодняшнего дня кинотеатр «Синема Парк» начинает показывать последний фильм датского режиссера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». В Ульяновске эту мрачную картину, которую одни кинокритики восхваляют, а другие не оставляют от нее камня на камне, можно будет посмотреть только в «Синема Парке». Как и все творчество великого и ужасного фон Триера, это кино не для всех, но если за радикальностью посыла и изощренными приемами вы тонко чувствуете сатиру и философию художника и вам по душе черный-черный юмор, то спешите за билетами. Интерес к фильму у ульяновской публики повышенный – билеты выкупаются пачками.

«Дом, который построил Джек» - это 152-минутная история серийного убийцы, орудовавшего в Америке в 70-х. С этим фильмом Ларс фон Триер вернулся на Каннский фестиваль, на котором он был персоной нон грата с 2011 года за глупую шутку о Гитлере. Вернулся с одной лишь целью – щелкнуть по носу киношных снобов. Во время премьерного показа в Каннах в мае этого года десятки зрителей в ужасе выбегали из зала из-за шокирующих сцен убийств женщин и детей, которые режиссер изображает с особым садистским упоением, а после критики, захлебываясь, ругали и стыдили постановщика за чудовищную жестокость. Но настолько ли страшен последний фильм фон Триера или маэстро опять замаскировал нечто глубокое под слоями провокационных сцен?

История серийного убийцы рассказывается с его точки зрения, его глазами, что превращает фильм в своеобразную исповедь без раскаяния. Сюжет картины концентрируется вокруг пяти «инцидентов», каждый из которых Джек (в блистательном исполнении Мэтта Диллона) оформляет как произведение искусства, попутно повествуя о превратностях жизни убийцы некому Верджу, который долгое время остается за кадром, а в итоге оказывается проводником Джека в дантовский ад - Вергилием. По сути, Джек – это автопортрет фон Триера. «Я убиваю», - отвечает Джек на вопрос о том, чем он занимается, и тут же убивает. Для режиссера творчество – это своего рода катарсис, необходимость которого он ощущает так, как его Джек ощущает потребность убивать. Кто-то придет в негодование от сравнения убийств с произведениями искусства, но, вызывая у зрителя ненависть и отвращение, датчанин не без грусти иронизирует над собственным творческим путем.

Оставаясь мрачным и ужасающим, «Дом, который построил Джек» полон черного юмора и совершенно абсурдных ситуаций, возникающих при убийствах. Чего стоит ярчайший вступительный эпизод с убийством назойливой попутчицы в исполнении Умы Турман, которую Джек укокошил ударом наотмашь ее же сломанным домкратом… В картине также появляются лирические и философские отступления, включая анимационные вставки и многочисленные культурные, а также исторические отсылки. А венчает все это песня Дэвида Боуи и Джона Леннона «Fame», оплакивающая природу знаменитости, которой фон Триер иронично озвучил одну из самых жестоких сцен - как герой волочит за своим красным фургоном обезображенный труп.

В своей жёсткой, но ироничной манере фон Триер создает яркую и метафоричную картину, затрагивающую темы природы насилия, соотношения конструктивного и деструктивного начала в человеке, природы искусства и художника, красоты и уродства в мире. Несмотря на достаточно большой хронометраж, фильм смотрится на одном дыхании, приковывая к экрану — кто еще из современных режиссёров может похвастаться таким напряжением?

В российский прокат фильм «Дом, который построил Джек» вышел 6 декабря. В Ульяновске нашумевшую картину покажет только один кинотеатр – «Синема Парк» в ТЦ «Аквамолл». В эти выходные запланировано всего по два вечерних сеанса – в 21:40 и 22:40. По словам генерального управляющего кинотеатра «Синема Парк» Елены Давыдовой, премьера в Ульяновске вызвала большой интерес у зрителей – билеты активно выкупались далеко заранее.

Кирилл Биджанов