Водители страхуют свою ответственность в обязательном порядке вот уже 15 лет – такой закон действует в нашей стране с 2003 года. За это время накопилось немало болезненных вопросов к системе «автогражданки», которая нуждалась в усовершенствовании. И вот в следующем году водителей ждут изменения в закон об ОСАГО – они должны снять наиболее острые моменты.

Не секрет, что уже не первый год Ульяновская область входит в число «неблагополучных» регионов по автострахованию. Как писали многие федеральные издания, из-за различных факторов риска страховые компании в области завышают цены или отказываются продавать полисы. От этого в свою очередь страдают простые автолюбители, для которых покупка ОСАГО из года в год становится испытанием на прочность.

Остановимся подробнее на основных нововведениях.

Скидку сохранят, бонус рассчитают

Наиболее значимое изменение коснется коэффициента бонус-малус (КБМ). В теории это удобный «показатель» мастерства водителя: за безаварийную езду водитель получает скидку на страховку (можно накопить до 50%!), а те, кто совершил в течение года ДТП, платит больше. Но такая система начисления бонусов вызывает много претензий. Дело в том, что если водитель не оформлял полис год, все скидки «сгорают», и он страхуется по той же цене, что первогодок. Для понимания: изначально клиент получает третий класс страхователя, то есть КБМ равен единице. Чем ниже значение бонуса, тем выше скидка. Но получается, что сохранить ее можно, лишь оформляя полис каждый год.

Ситуация имеет и обратную сторону: водители, по вине которых не раз происходили аварии, ездят год без полиса, после чего спокойно страхуются по такой же цене, что и законопослушные автовладельцы.

Сегодня больше половины жалоб, поступающих в Банк России и касающихся ОСАГО, относятся именно к расчету коэффициента бонус-малус, – рассказал изданию 56orb.ru директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей, – поясняет Габуния.

Водитель может получить за несколько аварий коэффициент, к примеру, 2,45, а перед оформлением полиса узнать об этом благодаря различным электронным ресурсам и купить неограниченную страховку. В такой полис не вписываются данные водителей, что позволяет сесть за руль любому. Через год у такого неаккуратного автолюбителя коэффициент снова станет равен 1. Такое положение вещей многие находят несправедливым.

Со следующего года такие моменты исправят. КБМ будет присваиваться персонально каждому водителю. В течение года коэффициент будет оставаться неизменным. Паузу в вождении или оформлении страховки можно будет делать любую. КБМ при этом сохранится за водителем.

Также в 2019 году поправки в «автогражданку» исключат возможность «задвоения» коэффициента, и КБМ станет персональным.

«Подобные недочеты предполагается устранить в рамках первого этапа реформы, – поясняет Габуния. – Теперь каждый водитель будет иметь только один КБМ. А для тех, кто имел несколько коэффициентов на этапе старта новой системы, будет браться наилучший показатель, таким образом, водитель сможет рассчитывать на максимальную скидку, которую он заслужил в соответствии с тем, как он отъездил предыдущий период».

Доступный полис

Проблема, не потерявшая актуальности – невозможность купить полис ОСАГО и навязывание дополнительных услуг. Количество жалоб на подобные ситуации в Банке России регистрируют меньше, но полностью они не исчезли.

Регулятор продолжает бороться с этим явлением и планирует увеличить штрафы для страховых компаний, которые препятствуют в оформлении «автогражданки». Обсуждается предложение обязать страховщиков фиксировать процесс продажи ОСАГО на видео и аудио.

К слову, если при оформлении электронного полиса сайт компании постоянно выдает ошибку, зависает или сообщает о неожиданных технических работах, уже сейчас клиент может записать видео и с его помощью доказать свою правоту.

Обязательства страховых

Варианты решения проблем со страховыми выплатами пока находятся на стадии обсуждения, но то, что нужно что-то менять в этой области, становится очевидным. Что не устраивает авторов инициатив?

Первое – что сегодня компании при наступлении страхового случая рассчитывают компенсацию за причиненный в ДТП ущерб с учетом износа деталей и запчастей. Денег на ремонт машины в конечном счете многим не хватает.

Здесь говорят и об ограничениях, которые позволят избежать мошенничества: при полной гибели авто компания должна будет возместить владельцу реальную стоимость машины. Это нужно, чтобы не возникало желания намеренно подставить «под удар» старую «развалюху» и получить за нее солидный куш.

Идут разговоры также о повышении лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в аварии. Например: сейчас при ДТП, в котором пострадают пассажир маршрутки и пешеход, жизнь первого оценят в четыре раза дороже, чем последнего. Ситуация может доходить до абсурда, и выравнивание сумм выплат выглядит логичным предложением.

Поправки в закон об обязательном страховании ответственности водителей должны постепенно повысить суммы, которые покрывают защиту жизни и здоровья.

фото: https://pixabay.com/ru/