Когда в больнице управделами Президента России ушел неожиданно долго болевший Эдуард Фридман, ведь это всегда происходит неожиданно, как ни готовься, для многих в Ульяновской области, в других регионах и странах это стало шоком. Вакуум, возникший после того, как Эдуард Ефимович ушел из жизни, сохранился. И преодолеть эту гнетущую пустоту не удалось ни родным, друзьям и сослуживцам, ни вроде бы далеким от него, совершенно чужим людям.

Промышленник

Талантливого организатора производства, автора множества блестяще реализованных идей и проектов, человека, с которым у нас в области ассоциируется святое слово «хлеб», уважали коллеги, ценили властители, частенько прибегавшие к нему за мудрым советом, любили друзья и земляки-ульяновцы, для которых у него всегда были открыты кошелек, сердце и дверь дома. Хотя Эдуард Ефимович - и это признают все - был не только серьезным, крупным, щедрым, но и жестким, а когда надо, то и суровым управленцем. И это неудивительно. Без таких качеств невозможно с нуля строить новые предприятия, сберегать старые, создать холдинг из восьми заводов в Ульяновске, Димитровграде, Барыше, трех мельниц, элеватора, огромной сети фирменных магазинов и двух популярных у знатоков ресторанов «Причал» и «Айвенго». И что не менее важно, организовать две тысячи стабильных рабочих мест, бесперебойно, при любых, даже самых тяжелых, порой невыносимых условиях, выдавать социально значимую продукцию, да еще во всем разнообразии ассортимента, доставлять людям хлеб.

18 лет, волжские острова. Эдуард переплывал легко Волгу 
и на спор прыгал с верхней палубы пароходов.

В институте.

Эдуард Фридман с владыкой Проклом, они дружили. 

Семья

Его дед был раввином Пинска, каббалистом. Отец - командиром погранзаставы на границе с Монголией. Там в Читинской области в 1938 году и родился Эдуард. В 1939-м молодой офицер работал в Польше перед мировой войной. В 1941 году семья жила в Киеве. И отец сумел передать им записку, чтобы немедленно уезжали, сам вместе с другими чекистами и воинскими подразделениями прикрывал отход наших войск и мирного населения из столицы Украины. Родные Фридмана, решившие остаться, все погибли. Уехавшие спаслись. Эдуард в потоке беженцев вместе с мамой осел в Ульяновске.

Жили под горой, на берегу Волги, среди рабочего люда, во многом кормившегося от реки. Эдуард Ефимович, кстати, бывало, называл себя "подгорный". Район был бандитский, с детских лет надо было стоять за себя. Конечно, голодали очень. Маму Фаину, которая работала учителем русского языка и литературы и была завучем в подгорной школе, Эдуард боготворил. В честь нее он и назвал свою дочь.

Завьяловский спуск. Картина Татьяны Щёголевой. 
Лестница, по которой он каждый день ходил в школу, а затем в институт.

В сельхозинституте Фридман учился с Горячевым, оба стали ветеринарами. Позже в Москве он получил и второе образование. Отдав дань профессии и своей беззаветной любви к животным, сохранившейся на всю жизнь (собаки, например, у него были всегда, кошки — уже в старшем возрасте), Эдуард стал санитарным врачом.

Потом, сменив профессию, работал в облпотребсоюзе, возглавлял в совсем еще молодые годы дом отдыха «Серебряный источник», построил к своим 30 летам завод по розливу минеральной воды «Волжанка». Потом быстро навел порядок в горплодоовошторге, находившемся до его прихода в невменяемом состоянии. В хлебопром Фридмана привел Колбин. Не ошибся в выборе. Ведь будущий легендарный хлебный магнат отстоял производство и в смутные годы перестройки, во времена 90-х и позже, когда исчезли с лица земли многие процветавшие прежде заводы.

Друзья и родные, вспоминая сегодня Эдуарда Ефимовича, не могут смириться с этой потерей. Их согревают воспоминания о встречах и беседах, о праздниках и буднях, о застолье и работе, о том, как он прекрасно пел, декламировал наизусть множество стихов, постоянно и много читал, дарил близким книги, как помогал людям. Шутил, смеялся и рассказывал анекдоты. Как красиво и совсем не обидно матерился. Его голодные детство и юность, трудная молодость, испытания, постигшие в старшем возрасте, на всю жизнь сохранили в нем потребность заботы и поддержки тех, кто в этом нуждается. Таким разным, надежным, интересным, талантливым, верным навсегда запомнят Эдуарда Ефимовича все, кому посчастливилось его знать. Таким они вспоминают его сегодня, в день 80-летия.

Анатолий Бакаев, председатель Законодательного собрания Ульяновской области:

- Эдуарда Ефимовича Фридмана я вспоминаю очень часто. Этот человек был мне другом! Это был совершенно удивительный человек. Прежде всего очень веселый. Он любил музыку, старинные песни 50-60-х годов, которые мне тоже очень нравятся. Например, он любил песню "Ах, голубка нежная", и один из ульяновских исполнителей пел ему эту песню, когда мы собирались на мероприятия. Это был совершенно уникальный человек. У него было одно очень интересное хобби. Такого я ни у кого не встречал. Он любил колоть дрова. Он пилил деревья, складывал их, а потом начинал колуном их колоть. Это было на его даче в сторону Нахимовских островов, в Нагорном. Я туда несколько раз приезжал, и он мне показывал огромные амбары, в которые он складывал наколотые дрова. Каждую поленницу он помечал годом, когда он это наколол. Я сейчас не помню, но по-моему, там было наколото дров за 20 лет. Вот так он проводил свое личное время. Я его спрашивал: "А что это за блажь такая у вас? Почему вы пилите и колите дрова?" А он отвечал: "Ты знаешь, мне так легче думается. Когда я пилю дерево и колю дрова, мне очень хорошо думается". Думал он вообще здорово, это был очень мудрый человек, у него всегда можно было получить толковый совет, который помогал в жизни. Я человек достаточно заводной, горячий, а он мне говорил: "Нет, подожди, так нельзя, ты отдышись, подумай и сделай лучше вот так". И действительно, эти эмоции проявлять было совершенно ни к чему, и он был прав и дал действительно мудрый совет. С ним было очень приятно находиться в компании, он знал огромное количество анекдотов, разных историй из жизни. Хочу сказать, что это был очень интересный человек. Я всегда его помню.

Юрий Полянсков, президент Ульяновского государственного университета, профессор:

- Наверное, я знаю Эдуарда Ефимовича дольше многих. Мы дружим с середины 70-х. Познакомились благодаря общему пристрастию к русской бане. Знал его и как директора, поднимавшего с колен не одно предприятие. Многие до сих пор вспоминают димитровградскую колбасу, вкуснейшие сорта хлеба, другую продукцию. Обожал сало и всегда меня угощал в своем кабинете. Он так виртуозно строил фразы, ругаясь матом, что поневоле придешь в восхищение. А рассказчиком анекдотов, особенно еврейских, был непревзойденным. Все укатывались от смеха. Даже есть такое понятие: анекдот от Фридмана. Он никогда не афишировал свою помощь людям, говорил, что надо поддерживать, а не рассказывать об этом. Кстати, помог по последнему слову техники оборудовать университетскую телевидеостудию, где мы готовим журналистов и куда не зазорно пригласить московских светил, что мы и делаем. Прекрасно знал английский, блестяще образован. С Эдуардом было интересно поговорить на любую тему.

Александр Якунин, президент Торгово-промышленной палаты Ульяновской области:

- Я тогда был назначен руководителем сельхозуправления области. Время было тяжелое. Инфляция. Скачки цен на сырье. Мне позвонил Фридман. Это был 2003 год. Сказал, что может приехать ко мне, или: "У вас шумно, люди не дадут поговорить, может, вы ко мне заглянете?" Я приехал.Обсудили ситуацию, потом вместе справились с проблемой. По его инициативе уже при губернаторе Морозове был создан региональный фонд зерна для сохранения стабильной ситуации в любом случае. Сначала мы развозили по области. Потом Фридман обустроил элеватор в Охотничьем. Постепенно мы подружились семьями, стали и праздники отмечать. Когда в 2010-2011 годах начались ледяные дожди, множество населенных пунктов было обесточено, люди остались без питания. По приказу Эдуарда Ефимовича «Хлебпром» обеспечил население продуктами. Деньги взять категорически отказался. Он был очень мудрым человеком, далеко видел. Много помогал всем. Промышленник и гражданин федерального масштаба. Государственник.

Дмитрий Князев