Засвияжский районный суд сегодня продолжил рассматривать резонансное уголовное дело по факту трагической гибели 28-летней Екатерины Федяевой. На допрос были вызваны медицинские сестры и санитарки, работавшие на операции. По их словам, формалин должен храниться в отдельном шкафу, но каким образом злосчастный флакон с ядом попал на полку со стерильной водой, они объяснить не могут. За расстановку медикаментов была ответственна старшая операционная медсестра Роза Ермоленко, которая отрицает свою вину в случившемся.

Первой показания дала санитарка Валентина Шмураткина. Именно она принесла в операционную тот самый злополучный флакон формалина:

- Во время операции мы стоим перед операционной. Бывает, что нас просят пригласить врачей. В предоперационной стоит шкаф с физраствором, водой и фурацилином. Формалин находится в другом шкафу вместе с дезинфицирующими средствами.

За оснащение того самого шкафа отвечала медсестра Роза Ермоленко, именно в ее обязанности входило получать лекарственные средства, проверять их качество, срок годности, целостность флаконов, правильное их месторасположение.

Шмураткина все это время находилась в предоперационной, ждала окончания операции:

– Тут Зубрилина (одна из обвиняемых операционная сестра Ольга Зубрилина (Карбышева) - прим. ред.) кричит: мол, Валентина Васильевна, несите воду! Я подошла к шкафу, там на полке написано «вода очищенная», взяла два флакона. На одном было написано «вода», второй стоял рядом. Отдала флаконы Зубрилиной.

Отдав воду, женщина вернулась в предоперационную ждать дальнейших указаний. Через некоторое время из операционной раздался крик Родионовой (обвиняемая заведующая гинекологическим отделением Валентина Родионова - прим. ред): «Кто принес воду?». Шмураткина вошла в операционную и призналась, что это была она. Прочитав надпись на флаконе, санитарка ужаснулась. Это был формалин.

– Я поняла, что случилось страшное. Мне приказали пойти и проверить шкаф, но там больше не было формалина. Только вода. Визуально флаконы ничем не отличаются, даже этикетка одинаковая. Отличается только название. Емкость флакона – 400 мл, - рассказала Валентина Шмураткина.

Адвокат Нина Костина спросила у нее, как она несла флаконы. Женщина ответила, что в двух руках. Прозрачная жидкость заклеена этикеткой. Согласно надписи на шкафу, там хранилась только вода. Всего там стояло 30-40 флаконов.

Стоит отметить, что санитарка работала под руководством Розы Ермоленко, а выполнять поручения других медсестер обязана только в экстренные дни.

Шмураткина рассказала, что после того, как Федяевой влили формалин, врачи неоднократно просили принести им воду: "Носили до тех пор, пока они не сказали "хватит". Всего принесли порядка 25 флаконов воды".

В это время в операционной началась настоящая суматоха: "Я сама о случившемся никому не сообщала. Там была заведующая [Родионова], она должна была сама разбираться". По ее словам, она не видела, чтобы в отношении Екатерины Федяевой применялись какие-либо противоправные действия, в том числе чтобы ее связывали.

Следующей на допрос была вызвана операционная сестра Оксана Васильева.

По ее словам, перед вливанием Ольга Зубрилина должна была громко прочитать название флакона, процентовку и срок годности. Однако она этого не сделала:

– Я подняла глаза на монитор и увидела нехарактерную пену. Доложила об этом Родионовой. Она спросила, что мы льем в живот. Зубрилина взяла флакон и увидела, что это 25% формалин.

За монитором должны были следить врачи, но они почему-то не заметили, что произошло: "После этого мы начали лапароскопическим методом промывать брюшную полость. Было использовано 20 флаконов воды".

Васильева рассказала, что во время операции она подает инструменты и следит за стерильностью, готовит к операции определенное количество перчаток, материалы для зашивания и флаконы с водой. Непосредственно к этой операции она подготовила два флакона воды. Отметим, что стерильная вода используется для очистки инструментов. Для промывки брюшной полости должен быть использован хлорид натрия (физраствор). Однако в тот день его не было в нужном количестве. Васильева также упомянула Розу Ермоленко, ответственную за расстановку медикаментов. Кстати, алгоритм действий медсестры есть в операционной.

На следующий день после случившегося Катю Федяеву промывали. 16 марта девушка еще была в сознании. Валентина Родионова в большом количестве вливала физраствор через систему и дренажи.

- Промывали с 7:30 до 9:00. Потом у меня закончилась смена и я ушла, - рассказала Оксана Васильева.

На сегодняшнем заседании снова присутствовали близкие родственники Кати - мать Галина Барышникова и муж Игорь. Все это время женщина тихонько плакала, а Игорь держал ее за руку.

Карина Богданова