Идея ограничить продажу крепкого алкоголя в выходные дни активно обсуждалась в Ульяновской области несколько лет назад, когда в регионе принимался соответствующий закон. Теперь «сухой закон» собираются отменить, уже прошло первое чтение в Законодательном собрании. Почему отношение так резко поменялось и каким курсом теперь следует 73-й регион? Об этом 18 октября в студии программы «Разберёмся» на канале «Репортёр73» рассуждали представители политических партий областного парламента - Александр Чепухин (ЕР, председатель бюджетного комитета), Елена Филиппова (КПРФ), Дмитрий Грачев (ЛДПР, вице-спикер), Максим Сурайкин («Коммунисты России», вице-спикер).

Напомним, сейчас в ЗСО рассматривается вопрос о снятии ограничений на продажу крепкого алкоголя выше 15% в выходные дни с 20:00 до 23:00. Инициатором отмены «сухого закона» выступила областная Общественная палата и ее бывший председатель Александр Чепухин. Сейчас он уже в статусе депутата от ЕР настойчиво отстаивает «алкогольные» интересы и настаивает на том, что доводов «за» больше:

- Когда приняли этот закон в Ульяновской области несколько лет назад, никаких обсуждений с общественностью не было. И мы открыли рынки нелегальным продавцам, «разливайкам». Проблемы купить алкоголь в выходные нет, но есть проблема его приобрести у добросовестных налогоплательщиков – у того же «Магнита» или «Гулливера». То есть кого мы ограничили? Тех, кто платит «белую» зарплату, с которой мы получаем НДФЛ в областной бюджет. Тех, кто платит налог на прибыль. Тех, кто платит налог на имущество. Я участвовал в парламентских слушаниях по принятию бюджета на 2019 год в Совете Федерации. Там было сказано о том, что система распределения акцизов с крепкого алкоголя в регионах меняется с 2019 года. И если нам раньше было все равно, сколько мы продадим алкоголя, так как акцизы платил производитель по месту производства – половина поступала в бюджет региона, а половина поступала в федеральный бюджет, то со следующего года будет перерасчет по системе ЕГАИС, согласно продажам. В итоге мы можем потерять полмиллиарда рублей по одной простой причине: часть области в Пензу поедет в выходные покупать, часть – поедет в Самару, часть – в Саратов и т.д. Нам это надо? Потребление алкоголя не снизилось! Здравый смысл основывается на финансовой стороне вопроса.

Лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев выступил категорически против снятия ограничений:

- Происходит подмена понятий, когда в целях преследования наполнения бюджета, мы говорим о том, что ничего не изменилось. У меня есть некоторые цифры, и могу сказать, что уровень употребления алкоголя по сравнению с 2009 годом все-таки снизился, а также заболеваемость алкогольными психозами за 10 лет снизилась на 38%. За всем этим стоят живые люди, потенциальные инвалиды, которые могут заработать не только психозы, но и циррозы. Во-вторых, не так давно подняли пенсионный возраст. Я считаю, это прямое противоречие продажи алкоголя в выходные дни, а также до 23:00 часов, и призывы вести здоровый образ жизни с целью долго прожить, успешно поработать и т.д. Минздрав выступил за новые нововведения с табакокурением, а также за снижение употребления алкоголя с 6,6 до 6 литров. Мы одной рукой объявляем борьбу с этим делом, а другой – разрешаем. Задача наполнения бюджета актуальна и очень важна. Приведу другой пример – я являюсь членом комитета по дорожному строительству. 100% штрафов нарушителей ПДД "окрашены", они полностью возвращаются в бюджет. Деньги с алкоголя – не "окрашены". И есть сомнения в том, что они вернутся. А говорить о том, что в выходные дни можно по-прежнему купить крепкий алкоголь – это то же самое, что расписаться в бессилии правоохранительных органов.

Высказался депутат и относительно лоббистов:

- Госмонополия на алкоголь, табак и сахар – это триллион рублей бюджета. Это огромные деньги и огромное лобби, которое этому сопротивляется. Кроме того, как продажа алкоголя в выходные может улучшить статистику пьяных за рулем, например? Ума не приложу. Это еще одна гирька на весы, почему ЛДПР против принятия этого закона.

Директор телеканала и член региональной Общественной палаты Ирина Колоткова привела гостям студии статистику. Так, за 2017 год полицией было составлено 1297 административных протоколов, связанных с незаконным оборотом алкоголя, и изъято более 91 тысячи литров спиртосодержащей продукции.

Но экономист Чепухин статистическим данным правоохранителей не доверяет:

- Статистика считает неофициальный алкоголь, никто же не считает нелегальный алкоголь. А если мы фактически дали им полную свободу на выходные дни плюс в вечернее время, то, конечно, они этот рынок «съели». В экономике не бывает пустоты: если место в бизнесе освобождается, его кто-то занимает. Мы «вырезали» часть добросовестного рынка – торговые сети, и открыли рынок другим. А то, что касается продажи алкоголя в выходные, - это же не нелегалы продают. Они имеют лицензию: кафе, рестораны, а фактически это просто разливочные, где просто откручивают пробку! Мы сами себя обманываем. Когда в торговые сети вернется алкоголь в выходные дни… Мы же знаем объемы их закупок и какие цены они могут предложить. Нелегалы начнут отмирать. Нормальный человек уже не пойдет к таксисту покупать водку, ввезенную нелегально с Казахстана. Эта водка неучтена в ЕГАИС. То есть человек может прийти и легально купить алкоголь. Когда закон принимался, никто не ожидал, что будет такой всплеск и появится такое большое количество «разливочных». Их сотни! Пустых мест природа не терпит: если не растет растение, на его месте растет сорняк.

Депутат от КПРФ Елена Филиппова единороссов поддержала, но у нее свой женский взгляд на проблему. Выглядела она на дебатах абсолютно неподготовленной и невнятной:

- Вопрос установления ограничений на продажу алкоголя или их снятие – вопрос очень узкий. Сама проблема гораздо глубже, тяжелее и болезненнее. Когда этот закон принимался, то, видимо, проводились какие-то исследования, что население много употребляет алкоголя, была статистика смертей от алкогольного отравления. Прошло несколько лет. Была цель – сократить потребление алкоголя. Цель была достигнута этим законом? Я считаю, что нет. Пить меньше не стали. Сейчас цель другая – пополнение бюджета. Но люди будут продолжать спиваться и не смогут полноценно работать, то есть получать экономический эффект от своей деятельности. Распадаются семьи. Это беда для человека и его ближайшего окружения! Мы теряем людей, которые не могут работать на страну. Мы теряем детей – родители спиваются, их дети попадают в детские дома. Соответственно, государство тратит деньги на это. А преступления? Они совершаются и на почве алкоголя тоже. То есть я не вижу большого экономического эффекта от снятий ограничений по продаже крепкого алкоголя. Это мое личное мнение. Но фракция КПРФ в итоге закон поддержала, потому что запрет оказался неэффективным.

Лидер «Коммунистов России», вице-спикер ульяновского парламента Максим Сурайкин, который был на связи по телефону, казалось, не знал, что сказать. Народный избранник вспомнил времена Горбачева и СССР, а также принятие «сухого закона» в 1985 году:

- У меня двоякое мнение, потому что в нашей стране мы имели разный опыт по борьбе с алкоголизацией населения, и даже кардинальные – когда в 80-е годы запрещали продажу любого алкоголя и вырубали виноградники. В итоге мы получили обратный эффект – домашнее самогоноварение, «палёный» алкоголь, люди переходили на суррогат и «Тройной одеколон» и так далее. Нынешнее законодательство более мягкое в этом плане: в большинстве регионов продажа алкоголя ограничивается 23:00 вечера. В Ульяновской области закон был жёстче – до 20:00. На прошлом заседании ЗСО было внесено предложение его отменить, ведь в выходные дни традиционно проводятся свадьбы, поминки, дни рождения, увеличивается серый рынок алкоголя и деньги мимо бюджета. Опыт показал и убедил депутатов, что ограничительные меры нужно сменить. Я убежден, что идти нужно другим путем – пропаганда ЗОЖ и реабилитация алкоголиков. Русских людей можно только уговорить, запретом проблему не решить.

Тем временем ульяновцы в соцсетях бурно обсуждают нововведения в алкогольном законодательстве региона и считают, что бывший министр сельского хозяйства, а ныне депутат Александр Чепухин просто активно лоббирует алкогольный бизнес:



Руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз
считает, что новая схема перераспределения доходов от алкогольного акциза не принесет регионам существенного дохода:

- 80% акцизов будут распределять, исходя из продажи. Их будут изымать у производителя из общего котла и перераспределять через систему ЕГАИС, пропорционально проданной продукции. В перспективе, я думаю, акциз будет полностью перераспределяться через продажи. Рынок резко сократился, произошла глобализация операторов. Сейчас не держатся за производителей алкоголя. В определенной степени сейчас пивная отрасль взяла на себя источник акцизов. Во многих регионах сейчас вообще нет производителей водки, тогда как она была раньше главным поставщиком акцизов. Акцизы на пиво резко поднялись, пусть сейчас они в 10 раз меньше, чем на водку, но сумма от пива сопостовима, потому что объем пива в восемь раз больше. Регионы сейчас держатся за пивные компании - пивные акцизы и так остаются в регионах. Перераспределение акцизов касается только крепкого алкоголя. На самом деле ничего глобального не произойдет. Никаких глобальных денег регионы не получат, это не озолотит их, это не решит никаких проблем в регионах. Это просто маленькая подпорка. Ничего глобального это не даст, особенно по сравнению с тем, что у регионов отняли. Раньше половина акцизов с крепкого алкоголя шла в регион-производитель, сейчас это все резко сократилось. Какие-то регионы потеряли двух-трехкратную сумму получаемых акцизов.

По словам депутата ЗСО Артура Котельникова, главная задача системы ЕГАИС – абсолютный контроль с момента производства алкоголя, поставки продукции в точки реализации и продажи конечному потребителю:

- Сейчас акциз распределяется в нормативе 50% на 50%, то есть половина идет в региональные бюджеты. Обсуждался вопрос, чтобы с 2019 года добавить регионам еще 30%, таким образом получится порядка 80% в регионы. Это имеет большое значение для наполнения бюджета области. Какие еще аргументы за данный закон: во-первых, за последнее время увеличилось кратно количество рюмочных, где все равно продают это же спиртное, причем и на разлив, и в таре. Оно в основном очень плохого качества. Также значительно увеличились продажи контрафактной и суррогатной продукции. Количество случаев отравления алкоголем не уменьшается. Поэтому как представитель предпринимательского сообщества и в недавнем прошлом председатель комитета по предпринимательству в городской думе я за то, чтобы продажи осуществляли легальные структуры, которые платят налоги (НДС, налог на прибыль, налог на имущество) и акцизы в бюджет, и те предприятия, которые формируют рабочие места.

Дарья Косаринова