Заволжский районный суд закончил рассматривать дело о взыскании 1,5 млн рублей с командования 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, дислоцирующейся в Ульяновске. С иском в суд обратился бывший военнослужащий по контракту Илья Никитин, который рассчитывал получить компенсацию морального вреда за то, что стал инвалидом.

Трагедия произошла 11 декабря 2014 года на полигоне Поливно во время учебных занятий по метанию РГД. Одна из гранат взорвалась в окопе, Илья Никитин получил тяжелое ранение, перенес несколько операций, но медикам не удалось спасти его глаз. С такими травмами он больше не мог служить, и контракт, заключенный с Никитиным на три года, был расторгнут досрочно.

Военнослужащий счел, что за из-за случившегося с ним на учениях, он может рассчитывать на компенсацию морального вреда. С этими требованиями он обратился в Заволжский районный суд. Интересы Никитина представляла адвокат Елена Гораш.

В исковом заявлении были подробно изложены те обстоятельства, при которых Илья Никитин стал инвалидом. Сторона защиты ссылалась на один из пунктов заключенного контракта, согласно которому командование 31-й бригады обязано обеспечить безопасность военнослужащих, однако офицеры этого не сделали, в результате чего Никитин получил травмы во время учений. Представители 31-й бригады, в свою очередь, апеллировали к тому, что Никитин перед занятиями прошел инструктаж и соответствующую подготовку. А травму получил из-за собственной неосторожности. Граната сорвалась из его рук, упала под ноги в окоп, а когда он попытался выбросить ее из окопа – взорвалась. Представители ответчика также напомнили о страховом обеспечении военнослужащих - свою страховку в размере 500 тысяч рублей Никитин получил.

По факту случившегося военным следственным отделом СК России по Ульяновскому гарнизону была проведена проверка. В ходе нее было установлено, что Никитин был подготовлен к выполнению метания боевых оскольчатых гранат, однако в силу небрежности и личной недисциплинированности допустил нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. В результате чего он, выронив гранату, сам себе причинил телесные повреждения.

В итоге суд отказал Илье Никитину в удовлетворении требований. Однако у бывшего десантника еще есть время, чтобы обжаловать это решение. Адвокат Елена Гораш считает, что у ее клиента есть все шансы изменить решение:

- Мой доверитель разочарован в этом разбирательстве, ведь конкретных оснований для отказа в удовлетворении иска не приведено. Судья ссылается на конституционно-правовой смысл. Что имеется в виду в данном случае, не разъясняется. Согласно какому конституционно-правовому смыслу ему не положена компенсация морального вреда? Страховку он получил, по ней тоже есть вопросы. Но компенсация морального вреда – это совершенно другое. В законе такого положения нет - если получил страховку, то на компенсацию не имеет права. Более того, в судебной практике есть положительные решения по аналогичным делам. Суды удовлетворяли похожие иски.

Стоит напомнить, что это не первый несчастный случай взрыва гранаты на учениях. В мае 2004 года на том же полигоне Поливно погиб солдат-срочник. Снаряд разорвался у него в руках. По официальной версии, десантник не вызвал саперов, а стал извлекать снаряд сам.

Алексей Ильин