Двухэтажное здание кафе «Эхо», что возле «Винновской рощи» на проспекте Гая, выставили на продажу в третий раз. Вырученные средства должны пойти на покрытие долгов его официальной владелицы Валентины Бондаренко. Она признана банкротом в сентябре прошлого года, только продать недвижимость не удалось уже дважды – заявок на аукционы не поступило.

Валентина – мать известного в Ульяновске бизнесмена Константина Бондаренко. Оба как ИП работали по двум направлениям – ресторанному и медицинскому. Константин Бондаренко учредил в том числе ООО «Эпикуреец», «Эпикуреец и К», «Возрождение и К» и медицинский центр «Забота». Все они, кроме клиники, зарегистрированы по адресу «Эха» – проспект Гая, 5А.

Признать несостоятельной владелицу кафе потребовал банк, которому бизнес-леди задолжала более 27 млн рублей. Из материалов арбитражного дела следует, что предпринимательница взяла кредит под залог недвижимости. К судебным разбирательствам привлекли и остальные фирмы семьи Бондаренко, но не все из них дожили до процесса: к примеру, ООО «Возрождение и К» признали несостоятельным еще в 2016 году.

После банкротства распоряжаться имуществом Бондаренко назначили управляющего из новосибирской ассоциации «СЦЭАУ» Полину Семенову. Реализация недвижимости ведется под ее контролем. Как нам пояснила помощница Семеновой, ведущая дела по кафе «Эхо», судьбу здания решает залоговый арендатор – банк, который утверждает положение по продаже имущества и порядок снижения стоимости.

По данным из единого федерального реестра сведений о банкротстве, минимальная цена, по которой могут быть проданы постройка и земля, составляет 43% от начальной стоимости, которая установлена на уровне 17,1 млн рублей. То есть «Эхо», в принципе, может подешеветь до 7,3 миллиона.

На первых торгах в конце 2017 года двухэтажное здание площадью 453,43 кв. м и земельный участок (399,5 кв.м) оценивались в 19 млн рублей, на вторых – 17,1. Никто не заинтересовался. Очередной аукцион управляющий объявил в апреле, прием заявок продлится до июня. Начальная цена та же – 17,1 млн рублей. Параллельно лот выставили на «Авито», где за «Эхо» еще неделю назад просили несколько меньше – 16,2 миллиона. Сегодня цену опустили до 15,5 млн рублей. В тексте объявления сказано, что продавец готов отдать недвижимость еще дешевле. Вот только покупателей, судя по всему, это не интересует.

– Оценку стоимости кафе в первую очередь необходимо проводить с точки зрения прибыльности бизнеса, а не стоимости помещения, – считает эксперт в сфере недвижимости, директор «Магазина новостроек» Евгений Курзин. – В кафе заложена стоимость ремонта, оборудования и мебели. Само здание вряд ли стоит таких денег.

Возможно, виной низкого интереса покупателей является сложная репутация заведения. Раньше на Гая, 5А было не только кафе: гости собирались поиграть в бильярд, оторваться на дискотеке, работала собственная служба доставки. «Эхо» в городе знал каждый, но далеко не все решались в него заходить – проверку местным контингентом и близостью к некогда запущенной «Винновской роще» проходили единицы.

В Сети последние отзывы посетителей оставлены два года назад, многие отмечали минусы «Эхо» – плохое обслуживание, меню, музыку. На популярном сервисе Tripadvisor есть всего два комментария – нейтральных. Оценка заведения – 3 балла из 5 возможных.

Появится ли на месте «Эха» новое заведение, которое переломит его неважную славу, большой вопрос.

– Для того чтобы восстановить репутацию заведения, нужно вложить много средств, – считает руководитель ульяновской Ассоциации рестораторов Марина Никитина.

Иной точки зрения придерживается аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, который отмечает, что никакие былые «заслуги» кафе – ни сложные посетители, ни низкий средний чек заведения - на стоимость коммерческого помещения не влияют. Новому владельцу в любом случае придется проводить ремонт и ребрендинг, делать точку привлекательной для посетителей, способных принести доход. Эксперт подчеркивает, что есть немало примеров, когда кафе и рестораны с нелучшей репутацией после смены владельца переходили в разряд высококлассных.

– А вот состояние помещения, равно как и его локация, весьма важны. В первом случае можно оценить, насколько существенные финансовые вложения потребуются для приведения кафе в порядок, насколько дорогостоящим окажутся ремонт и переоборудование. Во втором случае определяющим фактором будет проходимость, – объясняет Коренев. – Расположение в центральной части города вблизи объектов массового отдыха или на крупных улицах, где высокий поток потенциальных посетителей, тоже заметно влияет на цены. Однако тот факт, что объект пока продается плохо и цены на него приходится снижать, указывает на то, что изначально заявленная цена завышена. Кроме того, существенным фактором является и платежеспособность населения, которая стабильно снижается в течение уже четырех лет, и не исключено, что последние события, связанные с введением новых санкций против России, не добавят потенциальным посетителям кафе оптимизма. Равно как и потенциальным приобретателям помещения. Так что, вполне вероятно, что по заявленной сейчас цене кафе не сможет быстро найти покупателя. Если владелец хочет быстро реализовать объект, ему придется пойти на еще большее снижение цены. Новому предстоит не просто отремонтировать, переоборудовать кафе и провести полный ребрендинг, но и определиться, на какого потребителя оно в первую очередь будет ориентировано. На настоящий момент только предприятия формата фастфуд и элитной ценовой категории не испытали существенного оттока клиентов. Более того, именно в сегменте фастфуда произошло даже некоторое увеличение спроса за прошедший год, а вот средний ценовой сегмент пострадал из-за кризисных явлений. В этом плане будущему владельцу придется выбирать, в каком формате ему выгодней организовать кафе, чтобы быстрее выйти на окупаемость и получать стабильную прибыль даже в условиях продолжающихся кризисных явлений.

Скриншоты: tripadvisor.ru, yell.ru, avito.ru