Через воды одного из родников в Винновскую рощу 12 лет подряд приходит по тонне нефтепродуктов в год. Источник загрязнения искали на территории РЖД, УМЗ и УАЗа...

...Ошибка стрелочника привела к тому что в формирующийся состав товарного поезда на полном ходу врезалась пустая цистерна. Одна из емкостей, полная горючего, получила пробоину и бензин из нее (60 тонн) стек по насыпи в приямок. К месту аварии устремились жители расположенного неподалеку поселка, которых привлекала возможность черпать ведрами дармовой бензин. Когда его пары по ветру достигли жилья, произошло воспламенение. За долю секунды огненное облако горящей паровоздушной смеси переместилось к железной дороге. Рядом с лужей бензина вспыхнула свечкой девушка и сгорела заживо у всех на глазах, еще десять человек получили страшные ожоги и скончались в городских больницах в течение недели…

Это случилось почти полвека назад, в 1974 году, в поселке Борьба (нынешний район улицы Свияжской). На этой неделе трагедию вспомнили вновь.

Загадка загрязнения Винновской рощи

Это, пожалуй, последний участок реликтового леса в Ульяновске. Является уникальным природным памятником: 280 видов растений, множество различных животных, 16 родников. В 60-х Винновская роща (прежде Киндяковская по фамилии помещика-владельца) стала первым в городе региональным памятником природы.

Вот уже 12 лет Винновская роща – неразрешимая загадка для местных экологов и чиновников. Ежегодно ее почву и воду загрязняет примерно тонна нефтепродуктов, а откуда они берутся – неясно. Установили, что наиболее высокое содержание ГСМ – на берегах одного из родников (концентрация до 15%).

Загрязненный нефтепродуктами родник в Винновской роще.

Локомотивное депо РЖД

По словам Даниила Урдина, экс-директора департамента природных ресурсов, чиновники дважды (в 2004 и 2012 годах) проводили экспертизы, с целью установить источник загрязнения, но оба раза безуспешно, поскольку сотрудники РЖД не разрешили проводить исследования на территории расположенного рядом локомотивного депо. В итоге преобладающим мнением стала версия, что в утечках виноваты как раз железнодорожники, которые скрывают правду.

Тем не менее, бывший природоохранный прокурор, председатель общественного экспертного совета при комитете Владимир Бесараб в июле прошлого года заявил, что у него есть заключение экологической экспертизы, что солярка из Винновской рощи не является дизельным топливом для локомотивов. Однако председатель комитета ЗСО по аграрным вопросам Виктор Антипов и советник губернатора по вопросам экологии Лев Левитас нивелировали это заявление, сказав, что никакой экспертизы все же не проводилось и на основании чего Бесараб сделал такие выводы, неизвестно.

Сергей Рябухин.

Когда все окончательно запуталось, а ведущие ульяновские экологи уже были готовы перессориться, в дело вступил политический тяжеловес сенатор Сергей Рябухин, который обратился к руководству РЖД и попросил их провести исследования, выяснив-таки источник загрязнения Винновской рощи. На обращение председателя комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам руководство госкорпорации отреагировало молниеносно, тут же доложив, что на это исследование выделено 1 млн 300 тыс. рублей и оно уже началось.

В ожидании результатов этих исследований ульяновцы принялись обсуждали другие версии.

Моторный завод, склады УАЗ

Два крупнейших предприятия, расположенные рядом с местом загрязнения, естественно стали двумя другими «главными подозреваемыми». Причем версия, предложенная нашим читателем Валерием Балыковым, связывала их между собой:

- Предполагаю, что нефтепродукты могли попасть из емкостей бывшего склада ГСМ УАЗа, который до конца 60-х годов находился в районе нынешней заправки Роснефти (немного восточнее). Он был заброшен в связи с вводом в строй склада ГСМ на территории автозавода. Не помню, чтобы вынимали емкости из земли... Склад принадлежал автозаводу, но находился на территории УМЗ. Мне в начале рабочей деятельности пришлось иметь отношение к нему.

Представители УМЗ и УАЗ входили в рабочую группу по установлению источника загрязнения, но наотрез отказались признавать вину своих предприятий в происходящем. В начале этого года пришли результаты экспертиз, заказанных РЖД у самарских специалистов и Департаментом природных ресурсов – у саратовских. Выяснилось, что по химическому составу нефтепродукты, загрязняющие Винновскую рощу, действительно не могли быть локомотивным дизельным топливом или ГСМ со складов автозавода на территории УМЗ. Зато вполне могли быть тем самым топливом, которое горело неподалеку от рощи в 1974 году.

Александр Брагин.- Когда заполыхало, железнодорожники начали отцеплять цистерны с бензином, отводить их в сторону и сливать. Бензин ушел под землю и образовал там линзу, которая в последние годы начала сезонно «протекать», - предположил председатель Экологической палаты Александр Брагин. – Каков объем этой линзы – вопрос интересный. Если слили десять цистерн, то под землей оказалось тонн 600. Проблема в том, что точно мы не знаем обстоятельства тушения – документы хранятся в архивах ФСБ, доступ в которые ограничен. На недавнем круглом столе в ЗСО я предлагал областным депутатам сделать запрос от регионального парламента, но они меня не поддержали.

Теперь эколог надеется на новое исследование, заказанное РЖД, - на этот раз по поискам месторасположения подземной линзы. Если ее удастся найти, то откачать станет вопросом техники.

Заседание комитета ЗСО по вопросу решения проблемы нефтяного загрязнения Винновской рощи.

Проблема загрязнения Винновской рощи решения пока не имеет, а выделенные из областного бюджете 4 миллиона рублей потрачены на сбор нефтепродуктов в специальные ямы для отстоя.

Фото: соцсети Александра Брагина.