В среду, 15 марта, перед депутатами ЗСО выступили со своими отчетами за 2016 год региональные министерства культуры и спорта. И если к ведомству Сергея Кузьмина и его отчету у народных избранников вопросов не возникло, то доклад и.о. министра искусства и культурной политики Марины Михеевой вызвал в зале жаркие споры и поток критики. Депутаты требовали с чиновницы ответы на то, почему Ульяновская область до сих пор не начала зарабатывать на туризме, ради чего проводится сокращение библиотек в Димитровграде и когда будет готова концепция развития ульяновского парка «Прибрежный». Михеева пообещала, что туризм начнет приносить дивиденды в казну к 2020 году (!), а также заявила, что библиотеки оставят в покое.

Доклад министерства культуры Ульяновской области был презентован под громким заголовком «Стратегия достижений». Однако депутаты Игорь Тихонов и Ростислав Эдварс посчитали, что несмотря на обилие красивых цифр в отчете, в самой деятельности ведомства больше провалов, чем достижений. Более того, народные избранники усомнились в том, что министерство эффективно управляет процессами в культурной политике региона.

Так, Эдварс спросил, когда Ульяновская область, наконец-то, увидит тот туристический поток, который ей профильные чиновники обещают много лет, и когда казна начнет с него «зарабатывать»:

- Туризм – это такая отрасль, которая должна в обратную сторону приносить какие-то финансовые потоки от туристов, о которых мы все мечтаем и говорим. Есть результаты? Какие вообще планы по развитию туризма в этой составляющей?

Марина Михеева заявила, что пока турпоток региону реальных денег не приносит. Здесь одни затраты:

- Вы знаете, что в бюджет на 2017 год заложено существенно больше средств на развитие отрасли в этом направлении. В 2016 году была совершена работа по привлечению иностранных туристов, подписан ряд соглашений с туристическими агентствами, которые согласны привлекать под определенные проекты определенное количество туристов. И по итогам первых двух месяцев этого года рост посещаемости региона есть. Но пока мы находимся в режиме ожидания. Этот эффект – не мгновенный. Он накапливается. Пока серьезного вклада в экономику Ульяновской области от туристической отрасли нет. Мы пока нащупали те направления, которые нам могут принести первые плоды. Как показывает опыт других регионов, туризм дает отдачу через 3-5 лет. Мы планируем, что в Ульяновской области это произойдет только к 2020 году.

Затем Ростислав Эдварс спросил чиновницу про благоустройства парка «Прибрежный».

Напомним, парк «Прибрежный» - главная зеленая зона отдыха для Нового города. Планируется, что инвестиции в объект составят около 24 млн рублей.В 2016 году городские власти заявили, что создано муниципальное учреждение, в сферу ответственности которого будет входить «Прибрежный», а также несколько сквозных парков Заволжья – всего около 6. Это сама территория парка (44 га) и объекты развлекательной инфраструктуры, расположенные здесь. Причина такого шага, с одной стороны, в том, что новый договор аренды не устраивал собственника Владимира Парамонова. С другой стороны, в том, что, по мнению чиновников, предприниматель не уделял должного внимания парку. В результате центральное место отдыха для всего Заволжья за несколько лет превратилось в огромную мусорную свалку, посреди которой торчали детские аттракционы. Однако, как заявил депутат Эдварс, после того, как парк попал под управление городской власти, здесь мало что изменилось:

- Парк «Прибрежный». Мы говорили о том, что он будет одним из приоритетных региональных проектов. Понятно, что закладывались соответствующие финансовые средства не в полном объеме, но достаточные для первого шага. Позиция министерства: там муниципалитет должен сделать. Ну, не сделал ничего город Ульяновск! До сих пор не решены элементарные вопросы с тем, где у них люди будут размещаться. Банальные вещи! Министерство совместно с городским управлением культуры некую дорожную карту по работе учреждения так и не прописали, понимания этого у вас нет. Мы с вами говорили несколько совещаний подряд о том, что это инфраструктурные вещи, на которые мы будет выделять деньги. Абсолютно правильная обоснованная позиция, мы с ней все согласились. Но, что именно будет преобразовано в «Прибрежном», до сих пор понимания нет. Мы с ними разговаривали, у них есть постоянное желание расписать эти деньги на забор или еще что-то. В вашу сторону от нас – негатив.

Чиновница Марина Михеева критику по парку приняла, но проблему списала на сложности взаимодействия с муниципальными властями:

- В 2016 году мы эту тему, действительно, упустили. С 2017 года мы, по крайней мере, пытаемся вместе с городом сойти с места. Почему-то очень сложно у нас идет контакт по этому вопросу. Думаю, что совместно мы все же эту проблему решим.

Председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов спросил с Михеевой о планах министерства на районные библиотеки. Напомним, накануне димитровградские чиновники, в частности начальник управления культуры Ирина Ширяева, заявили журналисту 73online.ru о том, что в целях оптимизации планируется сокращение библиотек в городе с 11-ти до 6-ти: «Из федерального центра нам пришли нормативы – мы должны оставить в городе 6 библиотек: 5 общедоступных и одну детскую. А сейчас у нас в городе 11 библиотек. Поэтому мы рассматриваем методические рекомендации и, исходя из возможностей местного бюджета, будет принимать решение».

Как пояснил Тихонов, жители Димитровграда против такого решения чиновников и крайне им возмущены:

- Мы услышали тревожную информацию – по сокращению культурно-досуговой сети в целом, так и конкретных библиотечных систем в частности. Население Димитровграда донесло до меня слухи о том, что идет серьезное сокращение библиотек в городе. Я, конечно, как депутат, исходя из собственной позиции, постарался людей успокоить. Но насколько министерство культуры Ульяновской области вообще управляет процессами в культурной политике на территории региона? В том числе, и, так называемой, муниципальной культуре. Никто не снимал с вас обязанности по стратегическому руководству этой сферой. Как вы видите эту тенденцию закрытия? Как управляете ею? И что можете предложить?

- Эта ситуация под контролем. Задачи по сокращению количества учреждений не ставится. Такие решения о закрытии принимаются в исключительных случаях. В первую очередь, это относится к малочисленным населенным пунктам, где целесообразность оценивается востребованностью услуг среди населения, - начала оправдываться и.о. министра культуры Михеева.

- Жители крупного микрорайона Осиновой рощи в городе Димитровграде говорят мне о том, что местные чиновники из администрации им напрямую говорят – библиотека в районе будет закрыта! Я хочу понять, когда ваши коллеги открывают рот и людям говорят, что библиотека будет закрыта, они какое на это имеют право? Может быть, вы им дали это право? Насколько они с вами эти заявления согласовывают, действия координируют? Вы же говорите, что процесс управляем? Ну, вот и расскажите, как хотя бы на примере Димитровграда это управление происходит.

- Я разбиралась по этому вопросу в Димитровграде. Естественно, такие высказывания со стороны чиновников управления культуры были недопустимы. Как мы смогли понять, речь шла о том, что вышли новые нормативы обеспеченности, которые устанавливает федеральное министерство культуры. Там установлены минимальные нормы, которые должны быть. Больше может быть, меньше – нет. И речи о закрытии учреждений нет. Да, мы будем оптимизировать работу учреждений, переформатировать их, чтобы они оказывали лучшее качество услуг.

В результате отчет министерства культуры все же был принят депутатами областного парламента, но чиновникам дали «домашнее задание» - подготовить проект соглашения областного правительства и ЗСО о том, что любое изменение в работе культурных учреждений должны согласовывать с областным парламентом и местной властью.

- Чтобы не получилось так, как в Димитровграде, что чиновник не так понял, что не хватило у нее квалификации понять, что такое федеральные нормативы, - в заключение выдал Игорь Тихонов.

Отчетная презентация министерства культуры за 2016 год

Финансирование, расходы и доходы

Средние зарплаты в отрасли

Дарья Косаринова

Фото: министерство культуры УО

Видео: Улпресса