Система лицензирования управляющих компаний, которая вступит в силу в мае 2015 года, может оказаться для Ульяновска бомбой замедленного действия. Чиновники через лицензирование надеются навести порядок в сфере управления многоквартирными домами. Но некоторые управляющие организации готовы саботировать процесс, отказаться от бессмысленного с их точки зрения лицензирования и прекратить свою деятельность. Корреспондент 73online.ru решил разобраться, не накроет ли в ближайшее время жилой фонд региона анархия и безвластие.


Лицензию получат профессионалы и без долгов

Да данный момент на территории Ульяновской области зарегистрировано 470 управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК. Из них только 6 являются муниципальными. 103 - частные УК, а 361 - это товарищества собственников жилья и строительные кооперативы. Всего на территории области в управлении у собственников жилья сейчас находятся 350 многоквартирных дома. Поэтому говорить о том, что проблема дальнейшего существования системы управления жилым фондом касается лишь некоторых - не правильно. Вопрос касается абсолютно всех.

Мошенничество и коррупция в сфере ЖКХ - фантастические. Ежегодно в стране заводят тысячи уголовных дел в отношении недобросовестных руководителей УК. Осознавая это, правительство РФ предпринимает шаги, надеясь убрать с рынка сомнительных игроков, чья цель - не управление жилым фондом, а нажива. Один из инструментов к этому - система лицензирования управляющих структур - управляющих компаний.

На последнем совещании в правительстве губернатор Сергей Морозов заявил, что его не устраивает уровень компетенции сотрудников некоторых управляющих компаний и что он поддерживает идею лицензирования данной сферы.

73online.ru попросил заместителя губернатора, а в прошлом - председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии Ульяновска, специалиста в вопросах ЖКХ Михаила Сычева пояснить, какие ульяновские организации с 1 мая 2015 года смогут получить лицензии, а какие - окажутся за бортом жилищно-коммунального хозяйства:

«Получить лицензию ульяновским управляющим компаниям будет несложно. Достаточно, чтобы уровень профессионализма их сотрудников соответствовал занимающей позиции. На этапе лицензирования будет оцениваться именно этот аспект. Гораздо сложнее компаниям будет потом подтвердить и лицензию, и свое право заниматься указанной деятельностью. Далее будет оцениваться способность организаций работать с долгами по вверенным им объектам, их способность управлять долгами, и не увеличивать их. То есть, по сути, будет оцениваться, насколько эффективно компании взаимодействуют с жильцами многоквартирных домов. И вот на этом этапе многие УК, действительно, лишатся своих лицензии и прекратят существование - достаточно, чтобы на них поступила жалоба ».

Лицензирование - способ передела рынка ЖКХ?

Перед началом официального сезона лицензирования подчиненные сити-менеджера Сергея Панчина провели предварительную проверку управляющих организаций Ульяновска по тем критериям, которые обозначил г-н Сычев. В результате появился, так называемый, «список Панчина», включающий в себя более чем 20 юрлиц, которые, вероятно, 1 мая могут остаться без лицензий. В списке оказались и мелкие управляющие компании, и крупные. Такие, как «КПД-1», «КПД-2 Жилсервис», «УК «Жилкомсервис», «Жилищно-эксплуатационная компания» и др.

Мы решили узнать у организаций, которые получили «черную метку», их мнение и по поводу списка, и по поводу предстоящего лицензирования.

Сергей Воронин, и.о. директора УК «Арсенал» (организация из «списка») заявил, что, во-первых, его удивляет интерес Сергея Панчина к вопросу, поскольку к лицензированию никакого отношения чиновник иметь не будет. А во-вторых, что система лицензирования в том ее виде, в котором она дойдет до регионов, - бесполезна и направлена только на передел рынка ЖКХ:

«Нужно понимать, что лицензируются не сами организации, а люди, которые работают в них. И на получение лицензии на одного сотрудника компания должна будет заплатить 40 000 рублей! А таких сотрудников у каждой компании будет как минимум 3. А у крупных - может быть, и больше 10. Представляете, какие это деньги? А догадываетесь, откуда мы эти деньги должны будем брать? Правильно, с жильцов. Мы могли бы эти суммы на дом пустить, но будем отдавать их за бумажки-лицензии. По поводу того, что вот управляющие конторы неэффективны, что, якобы, не умеют с долгами работать. Вы знаете, что, например, задолжность за жилым фондом бывшего Арсенала сейчас более 6 млн рублей. И единственный инструмент, чтобы управлять этим долгом у меня, - это пойти в суд. Других нет. А суд - это опять издержки и не всегда возвращенные долги. Так что ничем нам это лицензирование не поможет. И задача его только одна - передел рынка. Чтобы под благовидным предлогом можно было забрать у действующих игроков новый жилой фонд и передать его в свои УК».

Сам Сергей Воронин заявляет, что его УК «Арсенал», как и некоторые другие, лицензирование проходить не будет. Платить деньги и отстаивать проблемный жилой фонд он больше не хочет.

Проблемный жилой фонд: на чью шею ярмо?

В региональном правительстве осознают, что с 1 мая некоторые управляющие компании, а также недавно созданные в регионе ГУКи лишатся лицензии. А это значит, что десятки домов могут остаться без оперативного управления. И если на новый жилой фонд охотники всегда найдутся, то вот старые и проблемные дома - коммуналки, общежития, сталинки и хрущевки останутся без присмотра. Для оперативного управления такими объектами ульяновские чиновники хотят создать региональную управляющую государственную организацию. И заявляют, что уже есть положительный опыт функционирования такой структуры в Инзе.

Однако до «часа X» остается всего лишь месяц. И успеют ли ульяновские власти подготовиться к массовому отказу управляющих организаций от сложных домов и к тому, что старый жилой фонд станет теперь никому не нужным? - пока не известно.

Вера Васина